КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

«Популорум прогрессио»

«ПОПУЛОРУМ ПРОГРЕССИО» (лат. «Развитие народов») – энциклика папы Павла VI, изданная в Ватикане 26 марта 1967; посвящена соц. проблемам. Указав во введении на важность соц. вопроса как всемирной проблемы, папа в первой части энциклики — «Об интегральном развитии человека» рассматривает соц. положение в совр. мире, обращая особое внимание на неравномерность развития народов, анализирует нек-рые концептуальные вопросы соц. учения Церкви. Под влиянием идей Ж. Маритена в энциклике выдвигается идея интегрального, целостного как экономич., так и культурного развития человечества; подчеркивается, что каждый человек ответствен не только перед всеми сейчас живущими людьми, но также и перед будущими поколениями. Павел VI утверждает, что истинным является только христ. гуманизм, но тем не менее светский гуманизм тоже имеет свою ценность, поскольку он все же дает возможность для сотрудничества верующих с неверующими в решении земных целей. Политич. и социально-экономич. плюрализм совр. об-ва не только признается в энциклике как реальность, но и отмечается нек-рое его позитивное значение; экономика рассматривается как средство для осуществления интегрального гуманизма; отмечаются злоупотребления обладанием собственностью. В «П. п.» проявилась дальнейшая эволюция отношения катол. Церкви к частной собственности. Отмечая, что право частной собственности ни для кого не является безусловным и абсолютным правом, энциклика допускает ради общего блага национализацию частной собственности. Выступая за мирный путь соц. изменений, Павел VI в исключит. случаях допускает возможность революции - «в случае очевидной и длительной тирании, существенно нарушающей права личности и наносящей вред общему благу страны» (§ 31).

Во второй части энциклики — «О солидарном развитии человечества» рассматриваются проблемы взаимоотношений между народами, особенно между богатыми и бедными странами: первые призываются оказывать помощь вторым; излишки богатых стран должны служить для помощи бедным странам; для этой цели предлагается создать всемирный фонд за счет части военных расходов (§ 51). Проблема развития народов увязывается с проблемой мира. Энциклика призывает обеспечить равноправие стран и народов в торговых отношениях; преодолеть препятствия, чинимые национализмом и расизмом. В целом «П. п.» явилась дальнейшим шагом по пути обновления католицизма, о чем свидетельствует и тот факт, что наряду со ссылками на Свящ. Писание и др. церк. источники, в ней широко используются мысли катол. философов - сторонников обновления.

 

Лит-ра.

 

Каутский Карл. Католическая Церковь и социал-демократия. Спб. 1906.

Обер Роже. Социальное христианство. М. 1970.

Католицизм и политика. Сб. ст. М. 1983.

Фомиченко В. В. Критика социальной философии современного католицизма. Киев, 1983.

Овсиенко Ф. Г. Критический анализ католической «теологии труда». М. 1984.

Ястребов И. Б. Критика социальной доктрины современного католицизма. М. 1986.

Каплан А. В. Современный католицизм о проблеме социальной справедливости. М. 1987.

Овсиенко Ф. Г. Социально-этическое учение современного католицизма. М. 1987.

Овсиенко Ф. Г. Эволюция социального учения католицизма. М. 1987.

Лобье Патрик. Социальная доктрина Католической Церкви. Брюссель, 1989.

Сто лет социального христианского учения. М. 1991.

Лобье Патрик. Три града: социальное учение христианства. Спб. 2001.

 

 

 


Теги:  католицизм, литература и музыка
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)