|
Произведения гимны католическиеГИМНЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ.
В широком смысле Г. к. называются те церк. песнопения, к-рые исполняются во время богослужений, но не являются молитвами. Сюда следует отнести и нек-рые псалмы и др. произведения, основанные на библейск текстах («Санктус», «Магнификат», «Ныне отпускаешь» и др.). В узком смысле Г. К. называются песнопения, созданные церк. писателями. Латинская гимнография, родоначальником к-рой является Иларий Пиктавийский, сложилась в сер. 4 в. Ее формированию способствовало распространение в это время ритмич. рифмованного стихосложения сменившего классич. размеры. Наиб. известные Г. к. 4 в принадлежат перу Амвросия Медиоланского. Началом 5 в. датируется «Те Деум». В 6 в. наиб. знаменитым автором гимнов был Венанций Фортунат. Его гимн «Знамена царя» исполняется на Страстной Неделе. К 9 в. относится «Здравствуй, звезда морская» — Г. к., посвященный Богоматери. Другой марианский Г. к., «Сальве, Регина» («Здравствуй, царица»), относится к 11 в. Авторами Г. к. были Петр Дамиани (ум. 1072), Адам Сен-Викторский (ум. 1192), Фома Аквинский и др. Важную роль в создании Г. к. сыграли поэгы-францисканцы, перу к-рых принадлежат «Диес ирэ» и «Стабат Матер». В 17—18 вв. появились также гимны («Придите, верные») и «Приди, приди, Эммануил». В литургических молитвословиях ранней Церкви обращает на себя внимание место, отводимое в них Христу, иначе говоря, преимущественная направленность молитвы. Они почти исключительно обращены к Богу Отцу и в своих формулировках подчеркивают посредническую роль Сына («через Господа нашего Иисуса Христа»), Только арианские споры IV в. дали толчок к решительным переменам в этом отношении.
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |