|
Произведения «Оправдание добра»«ОПРАВДАНИЕ ДОБРА» — систематич. изложение Вл. Соловьевым этики, написанное в развитие этич. идей его «Критики отвлеченных начал»; кн. создавалась в 1894—97, отд. ее главы по мере написания публ. автором в «Вестнике Европы», «Книжках Недели» и «Вопросах философии и психологии». С. имел намерение выпустить вслед за данной кн. такое же обширное изложение своей метафизики и теории познания, но не успел сделать этого. При жизни автора кн. выдержала два изд. (1897 и 1899, дополн.) и вызвала оживленную полемику: критически отозвались о ней Б. Чичерин, Г. Шершеневич, Б. Никольский, Ф. Шперк и др. С. считает нравств. философию относительно автономной отличной от религии и теоретич. философии и предпосылает ее метафизике, видя в этике основание высшей потребности человека в цельной и абс. жизни. Однако, не прибегая к метафизике, он не может до конца последовательно подойти к вопросу о свободе воли, к-рый рассматривается и решается им с помощью синтеза шопенгауэровской, кантовской этики и собств. этики всеединства. В качестве первичных составляющих нравственности С. отмечает чувства полового стыда, жалости или альтруизма, благоговения или страха Божия. Добро лежит в осн. самой чел. Природы, духовный человек потенциально содержится в природном: цель человека (в собирательном смысле) — через нравств. жизнь обрести одухотворение своей телесности и победить смерть и тление. Осн. нравств. жизни являются господство над материальной природой (чувственностью) в человеке, солидарность с живыми существами и внутр. добровольное подчинение сверхчел. началу. Путь к богочеловечеству лежит через одухотворение трех ступеней историч. общности людей — семьи, народа и человечества. С. признает безусловную ценность чел. Личности, считая ее неотделимой от об-ва. Нравственность личности рассматривается в связи с нравств. основаниями об-ва и гос-ва, христ. политики.
Теги: русская философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |