|
Произведения ЗогарЗОГАР (Сефер Га - Зогар, Книга Сияния) – своего рода энциклопедия каббалы и еврейской теософии, главный памятник каббалистической литературы. Наименование восходит к стиху из книги Даниила 12: 3 : «И разумные будут сиять как светила на тверди небесной». Написана книга частично на еврейском, частично на арамейском языках в форме подробного комментария на Пятикнижие. Кроме собственно книги З. в книге содержится несколько приложений. Основным приложением является «Книга сокровенности» и является первоисточником З. Несколько приложений содержат беседы пророка Ильи с Симоном бен Иохаи по различным вопросам аллегорического толкования законов Моисея и раввинистических постановлений и мистического истолкования тайн Священного Писания. Впервые текст З. появился в копиях испано-еврейского мистика Моисея бен Шемтова (ум. в 1305 г. ) де-Леон. Он утверждал, что книга представляет собой мистическое сообщение Откровения законоучителю 2 в. Симону бен Иохаи, когда тот скрывался от преследования римлян в пещере. Якобы впоследствии она с дополнениями чудесным образом попала в Испанию и затем якобы была найдена самим Моше де-Леоном. Несмотря на сомнения, высказанные отдельными раввинами относительно происхождения текста, З. получил широкое распространение среди иудеев и христиан, причём принадлежность авторства Симону бен Иохаи сомнению не подлежала. Изложение З. весьма неясно и его выражения в значительной степени неопределённы. В центре теософической системы З. стоит представление о Божестве, не обладающего никакими атрибутами ни качествами. Это представление о нём передаётся его наименованием «Эйн-Соф, Бесконечность» . Однако именно в нем в нём заключается возможность всякого определённого бытия. Это возможно посредством десяти сефирот, своего рода идей или сущностей имён Божества. Эти сефирот являют только отдельные проявления Божества. Совокупность их именуется ещё Адам-Кадмон (древний человек), абсолютной идеей Божества. Главная из сефирот – Кетер (Венец), в котором скрыто заключаются все остальные сефиры. Из него вытекают сефира Хохма (Мудрость), представляющая активное мужское начало, сефира Бина (Разум) – пассивное женское. Из их сочетания является Даат (Знание). Характерно признание принципа троичности явлений Божественной сущности. Сефира Гдула (Величие) соединяется со своей противоположностью сефирой Гебура (Сила, могущество) и умиротворяются в сефире Типерет (Красота). Красота представляется как высшее выражение нравственной жизни и подобно озаряющему мир солнцу. Движущие силы мира связаны с сефирот Нецах (Торжество), Год (Блеск), при соединении образующих образуют Иесод ( Основание). В последнем понятии выражены все творящие силы природы. Весьма образным и часто вычурным языком в книге проводится принцип единства духовного и материального миров. Наблюдаемые различия между ними представляются случайными и зависят от удаления явления от Эйн-Софа. Дело в том, что сефиры истекают от него как лучи от солнца и по мере удаления могут терять первоначальную чистоту. Сгущаясь они могут превращаться в грубые материальные субстраты, несущие в себе элементы зла. Это особенно относится к последней сефире Малхут (Царство), как наиболее отдалённой от Эйн-Софа. Поэтому все 10 сефирот обладают духом совершенства Божества, но как явления эманации могут быть источником возникновения внешнего мира с его несовершенством и злом. Помимо космогонических воззрений в З. содержатся рассуждения о душе. Душа состоит из трёх составляющих – жизненного, нравственного и разумного. Она представляет собой совершенное бытиё, источником её является Божественная Мудрость. З. признаёт не только существование души до рождения человека, но и такое же существование духовных элементов человека а также вечность познания. Зогар признаёт переселение душ (гилгул). Признаётся также, что душа должна очистится и вернуться к своему источнику. Если же этого очищения не происходит, то душа до его завершения переходит из одного тела к другому, при этом отрицается переселение душ в нечеловеческие существа. Поскольку мир един, то и нравственный мир един. Утверждается, что стремление человека к нравственному совершенству и познанию способствует Божественному излиянию и объединению всех сефирот в их источнике. Поэтому каждый нравственный поступок человека способствует этому процессу. Основой нравственности является любовь к Божеству. Греховность людей способствует тому, что переселяющиеся в тела души не очищаются, и пришествие последней души – Мессии замедляется. Поэтому от нравственного поведения каждого человека зависит приближение этого великого события. В этом контексте характерно и библейская экзегетика З. Основная идея книги состоит в аллегорическом истолковании всех текстов Священного Писания. Утверждается, что каждое слово и даже буква содержит великие тайны. Методика выявления тайного смысла, рекомендуемая в З., заключается в частности, манипулированием числовым значением букв еврейского алфавита. Эта методика получила название «гематрия», когда одно слова заменяется другим, численное значение букв которого соответствует первому. Предлагается также различные методики перестановки слов и букв в том или ином порядке. Признаются четыре метода библейской экзегетики: прямое значение, намёк, толкование и тайна. Предпочтение рекомендуется отдавать последнему методу. В З. содержатся, правда, в специфической форме сведения по астрономии, физиологии, психологии и других науках. В частности, сообщается о шарообразности земли, и её вращении вокруг своей оси. Отсюда проистекают различие климатических условий жизни на земле. Медицинские сведения отражают некоторые верные догадки. Утверждается, что душа человека отражается в чертах его лица. Все его виды у разных людей восходят к первичным четырём первобытным типам лиц, которые восходят в указанным в книге Иезекииля четырём образам. Далее в З. подробно излагаются соответствие признаков лица моральным качествам человека. З. получил широкое распространение, благодаря прежде всего попытке показать тесную связь Бога, вселенной и души. С его критикой в средние века выступили ряд раввинов и знатоков Закона. Подробная критика его древнего происхождения содержится в трудах И. Дельмедиго (1490 г), И. Де-Модены (1640 г.). З. был напечатан с разрешения в 1558 г. папы Римского в Мантуе, хотя Талмуд издавать было запрещено. В дальнейшем опровержение претензий на происхождение З. от Симона бен Иохаи было подкреплено исследователями 19 в. Текст и язык З. свидетельствует о том, что основы всей системы З. основывается на арабо-мусульманских, караимских и христианских источниках. Лжемессианские движения привели к тому, что совет раввинов Польши постановил, что З. имеют право изучать только учёные талмудисты и способные ученики не моложе 30 лет. З. оказал огромное влияния на выдающегося теософа Я. Бёме (1575 - 1624) и многих философов мистиков Германии, Голландии и Англии. В 1677 г. появился латинский перевод большей части З. В 20 в. были опубликованы научные французский и английский издания З. Литература: G. Scholem. Major Trends in Jewish Mysticism. New-York. 1965. Сокращённый русский перевод: Г. Шолем. Основные течения еврейской мистики. Тт. 1, 2. Изд-во Алия. Иерусалим. 1984. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |