|
Произведения Танах, Тора. ТАНАХ, ТОРА – своё Священное писание иудеи называют Танах. Это слово представляет собой аббревиатуру трёх еврейских слов: Тора, Навиим, Ктувим. Тора в широком смысле слова обозначает Божественное указание, или вообще совокупность Божьих заповедей, завещанных избранному народу. В другом, более узком, смысле Тора - это первые пять книг Священного Писания, составляющие по своему содержанию и концепции единое целое. Другое название Торы в таком значении – Пятикнижие Моисеево. Навиим (евр. Пророки) означает часть Писания, где собраны Книги пророков, а Ктувим (евр. Писания, К и Х в еврейском языке могут чередоваться) – другие тексты самого различного содержания от псалмов до сказаний исторического характера . Вне иудейского мира Танах принято называть Ветхим Заветом Библии (Библия – греческое слово, означающее «книги»). Хотя Танах в основном совпадает с христианским Ветхим Заветом, необходимо указать, что наименование отдельных книг и порядок их расположения весьма различаются. Всего Танах содержит 24 книги. Тора или Пятикнижие Моисеево. Тора представляет собой древнейшую часть Танаха и состоит из пяти книг. Второе наименование этой части Танаха – Птикнижие Моисеево связано с тем, что главным героем четырёх последних книг (Исход, Левит, Числа, Второзаконие ) является великий пророк, вождь и законодатель Моисей. Надо указать, что наименование каждой книги у евреев берется по первому слову еврейского текста. Поэтому наименование соответствующей книги русского перевода Ветхого Завета отличается от принятого в Танахе не только по языку, но и по смыслу. Первая книга Торы Берешит (в русском переводе Книга Бытие, евр. В начале) начинается словами о сотворении мира: «В начале сотворил Бог небо и землю». В первый день творения Бог провозгласил «Да будет свет и стал свет» ( Быт. 1: 3) и отделил свет от тьмы. Во второй день образовал землю, свод небесный. В третий день творения отделил Бог воду от суши, собрав её в моря и реки, а на суше начали взрастать травы, деревья и возник растительный мир. Четвёртый день был посвящён созданию светил на небе. Солнце стало светить днём, а меньшие светила – луна и звёзды – ночью. В пятый день Господь создал живые существа – в воде появились пресмыкающиеся и рыбы, в воздухе – птицы. «И благословил их Бог, говоря плодитесь и размножайтесь» ( Быт. 1:22). В шестой день создал «скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». Наконец, Бог «сотворил человека по образу Своему, по образу Божию» из земли. Поэтому первого человека звали Адам (адама – евр. земля). Особо указывается, что мужчину и женщину сотворил Бог «и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле» ( Быт. 1:28) Поскольку каждый день творения сопровождался словами «и был вечер и было утро», то у иудеев каждый день начинается с вечера предыдущего. Седьмой день Бог, закончив дела творения, посвятил отдохновению от совершенного и «благословил Бог седьмой день, и освятил его». ( Быт. 2:3) В соответствии с этим Божьим благословением седьмой день недели – суббота – стала у иудеев днем покоя и отдохновения от всех трудов, как указано в четвертой заповеди. Далее библейское повествование сообщает, что Бог поместил человека в прекрасном цветущем месте земли – Эдеме, расположенном на Востоке, в Месопотамии, где текли четыре реки. Там росло много прекрасных плодовых деревьев, но Бог запретил Адаму вкушать плоды одного дерева познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь» ( Быт. 2:17) Однако, несмотря на счастливую безмятежную жизнь, Адам оставался одинок и во второй главе следует повторный, более подробный, рассказ о сотворении женщины. Бог сказал: «Не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника» (Быт. 2: 18). Во время сна Бог сотворил из ребра Адама первую женщину. Когда Адам увидел её, то сразу же приветствовал словами «вот, это кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:23–24). Во время пребывания с Адамом в раю женщину искусил хитрый и коварный змей, и она убедила Адама отведать плодов от «древа познания добра и зла». После этого они осознали свою наготу и сделали себе одежду из листьев фигового дерева. За это Адам и его жена были изгнаны из Эдема, а женщине было сказано Богом: «умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; к мужу твоему будет влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). В свою очередь Адам «нарёк имя жене своей: Ева (евр. возможно даровать жизнь), ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20). В последующем повествуется, что Ева родила двух сыновей – Каина и Авеля Отношения между братьями складывались трагически ( Быт. 4:1–16). Старший Каин (от евр. кана – покупать, приобретать) был земледельцем, младший Авель ( предп. от евр. хевел – добывать) – пастухом-скотоводом. Жертвы Каина плодов земледелия оказались менее угодны Богу, чем принесённые ему Авелем жертвы первородных овец и продуктов из их молока. Каин возненавидел за это Авеля и, не взирая на предупреждение Бога, убил его. В ответ на вопрос Господа: «Где Авель, брат твой?» Каин ответил: «Разве я сторож брату своему?». Бог проклял его, и Каин стал изгнанником, но, чтобы обезопасить его от мщения, Бог пометил его своим знамением. Каин ушёл и поселился в земле Нод. После убийства Авеля у Адама и Евы родился третий сын Сиф (Шет) (Быт. 4: 25), от которого, согласно Танаху, ведут своё родословие многие народы. Род человеческий постепенно размножился, но его нравы были нечестивыми и греховными. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были во зло во всякое время»( Быт. 6:5) и решил покончить с ними, чтобы освободить землю для более праведного поколения. Он призвал благочестивого человека Ноя и открыл ему своё решение искоренить всё живое на земле посредством потопа. Затем Бог дал ему указание для спасения себя и своей семьи сделать большой корабль (ковчег), где в клетках должны были спастись по паре от каждого вида животных.. Ной выполнил указание. Сорок дней шел непрерывный ливень, и вся земля была покрыта водой на большую высоту. Все живое на земле погибло, спаслись только обитатели ковчега. После окончания потопа Ноев ковчег пристал к горе Арарат, и все его обитатели вышли, улетели и выползли из него на волю. После того, как вода спала, Ной устроил жертвенник Господу; и «взял из всякого скота чистого, и всех птиц чистых» в жертвенное всесожжение. «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце своём: « не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» ( выделено автором мной – В. В.) (Быт. 8: 20-21). Выделенные слова подчеркивают изначальную греховность рода человеческого и одновременно милосердие Господа. Однако после того, как человеку был дарован Закон Божий, он может преодолеть злые побуждения , как сказал далее в Торе Господь: «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло .... Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Втор. 30: 15, 19) Вместе с Ноем спаслись три его сына: Сим, Хам и Яфет. Они стали родоначальниками многих племён, говоривших первоначально на одном языке. Однажды люди задумали возвести огромную башню до самого неба. Однако посчитав этот план безумным, Бог разделил людей на говорящие на разных языках народы. Люди разошлись по всему миру, а город, где пытались построить башню, стал именоваться Вавилон. Далее сообщается о народах, которые произошли от каждого сына Ноя. В частности, от Сима произошел Фара, который проживал с семьёй в Уре Халдейском (в Южной Месопотамии). Фара был отцом Авраама. Само имя Авраам (диалектальная форма Аврам) восходит к семитскому слову «авирам», что означает «мой отец (Бог) возвышен». Он является первым патриархом и родоначальником еврейского народа. Согласно библейскому сказанию Бог призывает Авраама отправиться в Землю Обетованную – Ханаан, обещая произвести от него великий народ, благословить этот народ и в нём «все народы земные» (Быт. 12:3). Выполняя этот призыв, Авраам вместе с женой Саррой, племянником Лотом и всем своим родом после долгих странствий, перейдя реку Евфрат, прибывает в Ханаан (Палестину), где Бог повторяет своё благословение и заключает с ним особый Завет (договор), в знак чего вводится обряд обрезания. Благодаря переходу всего рода Авраама через Евфрат, как было сказано ранее, все принадлежащие к этому роду стали именоваться «иври» (от евр. «авар» – переходить, пересекать), в русском произношении евреи. В Ханаане Авраам совершает ряд подвигов, бескорыстно возглавляя борьбу местных царей с вторгшимися войсками царей Элама и Вавилона. При этом сообщается рассказ о судьбе городов, населённых грешниками – Содоме и Гоморре (Быт. 19:1 – 26), который должен был засвидетельствовать то, что Бог милостив и наказывает грешников только в самом крайнем случае. Эти два города у Мёртвого моря уничтожены Богом только потому, что среди его жителей не нашлось и 10 праведников. Поэтому только племяннику Авраама Лоту с семьёй было разрешено покинуть обречённый Содом. На него и Гоморру «пролил Господь дождём серу и огонь», и в последующих книгах Танаха судьба Содома и Гоморры используется как наглядный пример Божьего наказания за грехи. Поскольку у Сарры долго не было детей, то она предложила в наложницы своему мужу Аврааму свою служанку Агарь, полагая по древнему обычаю усыновить её будущего ребенка. Забеременев, Агарь возгордилась перед Саррой, а та в ответ стала притеснять её. Агарь убежала в пустыню, где ангел призвал её вернуться к госпоже, заявив, что Бог услышал её страдания, и она родит сына Измаила (евр. Бог слышит) (Быт. 16: 1 и далее). Агарь возвратилась и родила сына, которого Авраам обрезал в возрасте 13 лет. Наконец, у столетнего Авраама и его жены 90 – летней Сарры рождается сын Исаак, (евр. «смеющийся») – будущий второй патриарх, любимый сын Авраама. Его имя объясняется тем, что мать Исаака Сарра посмеялась в душе, когда услышала пророчество о предстоящем рождении сына (Быт. 18: 12).. Сын Агари стал смеяться над новорожденным сыном Сарры, и Сарра потребовала изгнать Агарь и Измаила. Авраам вынужден был уступить и отправил их, снабдив пищей и водой, в пустыню, где они заблудились. Однако Бог спас их, указав Агарь и Измаилу колодец, и обещал Агари, что произведёт от Измаила «великий народ». Спасенные Агарь с Измаилом поселились в пустыне Фарран. Уже взрослому сыну Агарь. выбрала в жёны египтянку (Быт. 21:8-21). Исаак был первым ребёнком, обрезанным на восьмой день. Первое испытание, которое пришлась вынести Исааку и Аврааму случилось после веления Господа Аврааму принести сына в жертву. По-еврейски это испытание называется «акеда – связывание». Исаак. покорно позволил отцу связать себя, но когда тот занёс над ним жертвенный нож, Бог остановил Авраама. Вторым важным событием была женитьба Исаака. Поручение привести невесту из Харрана было успешно выполнено домоуправителем Исаака Элиезером, и женой Исаака стала Ревекка, дочь племянника Авраама. Вскоре после женитьбы сына Авраам умер в глубокой старости. Его похоронили рядом с ранее умершей Сарой в пещере Махпела близ Хеврона У Исаака и Ревекки долгое время не было детей, и только после молитвенных обращений к Господу у Ревекки и Исаака родилось двое сыновей – близнецы Иаков и Исав. Когда Исаак состарился и почти ослеп, то пожелал благословить своего любимца Исава, однако Ревекка обманом побудила мужа благословить Иакова. Тем не менее Исаак не изменяет своего благословения Иакову. Исаак умер в возрасте 180 лет и похоронен обоими сыновьями в пещере Махпела рядом с Авраамом и Саррой. Далее следует рассказ о третьем патриархе Иакове и его двенадцати сыновьях.. Имя Иаков происходит от евр. слова «акев» – пята,» поскольку он родился, держась за пятку своего брата – близнеца Исава. Предание рассказывает, что Иаков, получив обманом от брата «за чечевичную похлёбку» право первородства, затем вынужден был бежать от его гнева в Харран (Сев. Месопотамию) к дяде Лавану. По пути ночью к нему является Бог и обещает ему и его потомству Землю Обетованную между Иорданом и Средиземным морем. Находясь у Лавана, Иаков посватался к его дочери Рахиль, но Лаван обманом вынудил взять в жены не только Рахиль, но и её некрасивую сестру Лию. В течение 20 лет работы на Лавана у Иакова от Рахили и Лии, а также их служанок Зелфы и Валлы родилось 11 сыновей, ставшими родоначальниками колен (племён) Израилевых. Возвращаясь от Лавана в Ханаан, Иаков помирился с Исавом, а при переходе через реку Иавок у Пенуэля (в Заиорданье) заночевал и, как сказано в Танахе, «боролся Некто с ним до появления зари», и в этой борьбе Иаков повредил себе бедро. На рассвете «Некто» благословил Иакова и сказал, что теперь имя его – Израиль (боровшийся с Богом), «ибо ты боролся с Богом». (Быт. 32:24 – 28). В Ханаане у Рахили рождается 12-й сын Иакова – Вениамин, при родах которого Рахиль умирает. Дальнейшая история Иакова связана с историей его сына Иосифа. По библейскому рассказу Иосиф (евр. он (Бог) прибавит), бывший любимцем отца, своей заносчивостью возбудил ненависть братьев, которые продали его проезжим купцам. Купцы отвезли его в Египет и продали в рабство царскому вельможе Потифару, сделавшему его со временем своим первым помощником. Жена Потифара, пораженная красотой Иосифа, старалась соблазнить его, но он категорически отказывался уступить её домогательствам, полагая это большим грехом перед Богом. Разъярённая таким поведением хозяйка оклеветала Иосифа, и он был заключён в тюрьму. Там Иосиф точно разгадал значения снов двух опальных вельмож фараона, и, когда последнему приснились непонятные сновидения, Иосиф был доставлен во дворец. Узнав о содержании снов фараона, Иосиф предсказал, что Египту предстоят семь лет изобилия, а затем семь лет неурожая, и посоветовал царю как избежать народных бедствий в будущем. Выслушав Иосифа, фараон назначает его своим главным визирем, дает ему египетское имя и женит на дочери одного из главных египетских жрецов. Пророчества Иосифа полностью исполняются, но, благодаря предпринятым мерам, Египет избежал голода в неурожайные годы. Тем временем голодные времена наступили в соседних странах, и Иаков послал своих сыновей купить хлеба в Египте. Их приводят к Иосифу, которого они, в отличие от него, не узнают. Иосиф подвергает братьев многим испытаниям и в конце концов открывает им свою тайну. Затем Иосиф при поддержке фараона приглашает Иакова и братьев с семьями переселиться в Египет и предоставляет в их распоряжение землю Гесем в дельте Нила. Иаков. благословил фараона при личном свидании и прожил в Египте 17 лет. Перед смертью он благословил также сыновей – Рувима, Симона, Левия, Иуду, Иссахара, Зебулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина и был по своей просьбе также похоронен на родовом кладбище в пещере Махпела близ Хеврона. Все его сыновья становятся впоследствии родоначальниками колен (племён) еврейского народа. При этом вместо Иосифа родоначальниками становятся его сыновья – Ефрем и Манассия. По второму имени Иакова его потомки стали называться сынами Израиля, или собирательно Израиль. Иосиф скончался в Египте в возрасте 110 лет и был похоронен по египетскому обряду. На этом заканчивается Книга Бытие. Вторая книга Исход ( евр. Шемот) посвящена жизни народа Израиля в Египте, жестокому угнетению, которому он стал подвергаться при фараоне, царствовавшем через много лет после прихода евреев в Египет. Затем повествуется о драматических событиях, связанных с исходом евреев из Египта под водительством великого пророка Моисея из колена Леви. Моисей (по-еврейски Моше). родился в Египте и был сыном Амрама и его жены Иохаведы. И отец и мать Моисея происходили из колена Леви и, кроме младшего Моисея, у супругов родились сын Аарон и дочь Мариам. Во время, когда должен был родиться Моисей, египетский царь подвергал евреев жестоким гонениям, вплоть до того, что приказал топить в Ниле еврейских мальчиков. Моисей чудесным образом был спасен дочерью фараона и воспитывался при дворе фараона. Возмужав, он горячо сочувствовал своему угнетённому народу, и однажды в гневе убил египетского надсмотрщика, избивавшего еврейского раба. После этого Моисей должен был бежать в Синайскую пустыню, где нашёл убежище у местного вождя племени, на дочери которого он женился. Через много лет, когда Моисею было 80 лет, Бог явился ему в пламенеющем терновом кусте и призвал Моисея к священной миссии –– освобождению своего народа из египетского плена. Моисей. возвращается в Египет и вместе со своим братом Аароном обращается с просьбой к фараону отпустить их народ в землю обетованную. После ряда чудес и наказаний египтян (десять казней египетских) Моисею с Божьей помощью удаётся преодолеть сопротивление фараона. Ведомый Моисеем народ благополучно Божьим чудом спасается от погони войск фараона, но из-за бедствий странствия во время пребывания в пустыне нередко среди беглецов возникал ропот и высказывалось недовольство Моисеем. Однако долготерпение и глубокая вера Моисея помогли ему преодолеть все трудности. На горе Синай Господь заключает с Моисеем, как представителем народа Завет, то есть особый договор как с избранным народом, и сообщает ему 10 заповедей. Бог такими словами определяет дальнейшую судьбу и предназначение еврейского народа : “и вы будете у меня царством священников и народом святым” (Исход 19:6). На горе Синай Моисей получил также две каменные плиты (скрижали) с начертанным на них текстом 10 заповедей. Увидев поклонение народа «золотому тельцу», Моисей в гневе разбил скрижали Завета. Затем на горе Синай Бог повторно начертал слова заповедей на принесённых Моисеем новых скрижалях. Эти скрижали хранились в специальном ящике (ковчеге), установленном в особом отделении скинии (походном Храме – шатре), а затем и Иерусалимском храме Соломона. Дальнейшее странствие народа библейское повествование описывает как постоянное противостояние Моисея и ведомого им народа. Оно выражалось в отпадении от истинной веры в идолопоклонство (культ золотого тельца), постоянном ропоте и даже в попытках прямого мятежа (восстание Корея). Сообщается, что разгневанный этим Бог грозился уничтожить столь непокорный народ и создать новый из потомков Моисея, однако уступал ходатайствам Моисея и прощал неразумных. Но, согласно Писанию, сам Моисей согрешил, проявив маловерие: – вместо того, чтобы получить воду из скалы словом, как повелел ему Бог, он ударил по ней жезлом (Книга Чисел 20:8; 11–13). Поэтому он был лишен права войти в Святую Землю. Пройдя через испытания, в том числе и в борьбе с враждебными племенами, Моисей вывел свой народ в Заиорданье. Там он обратился к народу, благословил его и провозгласил Иисуса Навина своим преемником. Моисей скончался в возрасте 120 лет, и перед этим Господь показал ему с горы Нево Землю обетованную. Могила его осталась неизвестной. В конце Пятикнижия Моисеева сказано: «Не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Втор. 34:10). Главным помощником Моисея в исходе из Египта был его брат Аарон. Ввиду косноязычия Моисея Аарону было поручено Богом стать его устами. Они вместе выступали перед фараоном. Аарон совместно с Моисеем руководил исходом народа из Египта. Он вместе с двумя сыновьями и 70 старейшинами сопровождал брата при первом восхождении на гору Синай (Исх. 19:24). Во время второго восхождения Моисей наделил Аарона правом судить народ. В последующем Бог повелел Моисею посвятить Аарона и его потомство в священники (Исх. 28:29). Именно из потомков Аарона происходили первосвященники скинии Завета (походного Храма – шатра), что подчёркивалось особым одеянием. Согласно библейской традиции, Аарон уступал Моисею в духовном совершенстве и самостоятельности и вместе с ним потерял право войти в землю Обетованную. Перед смертью Аарон снял свою священническую одежду и передал её своему сыну Елеазару. В дальнейшем священников древнего народа Израиля называли «сынами Аарона». В последующих трех книгах Пятикнижия - Вайикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие) продолжается повествование о полных тяжелыми испытаниями странствиях народа по Синайской пустыне на пути в Землю обетованную. Вместе с тем, гораздо больше места уделено изложению свода гражданского законодательства, устройства переносной скинии (шатра) Завета, где находятся скрижали, порядка службы священников из числа потомков Аарона, брата Моисея, предписаний ритуальной чистоты, жертвоприношений, праздников, нравственно-этических наставлений, социального законодательства и т.д. Последняя пятая книга )Второзаконие) содержит увещания и наставления Моисея своему “жестоковыйному” народу на пороге Земли Обетованной. Значение предписаний Торы, называемой также Пятикнижием Моисеевым, для последователей иудаизма выражается словами: “Вот постановления и определения и законы, которые постановил Господь между Собою и между сынами Израилевыми на горе Синае, через Моисея” (Левит 26:46) Поэтому иногда иудаизм называется “мозаизм”, религией Моисея. Знаменитому еврейскому законоучителю Х в. н.э. Саадии Гаону принадлежат исключительно точное высказывание: “Наш народ не народ без Торы”.В дальнейшем судьба народа Израиля складывалась в зависимости от соответствия его поведения этому Завету. Пророки (Невиим). Согласно библейскому пониманию иудеев, Всевышний возвещает свою волю каждому поколению. Для этой цели он выбирает людей достойных возвестить его волю народу. Будучи глашатаями воли Божьей, они зачастую не добровольно выбирают своё служение, но отказаться от него не в их силах. Они обращаются к царям и к народу, которые часто не желают их слушать и даже преследуют их. Поэтому пророк это не ремесло или искусство, но при этом в Библейских пророках отсутствуют мистические представления о духе Божьем, вселяющемся в их тело. При этом пророк не теряет своей личности и способен даже вопрошать Бога, если в чем-то лично сомневается. Отсюда слово речений каждого пророка сугубо индивидуально и по- своему образно. В том, что он не просто богослов и философ, только усиливает его роль как посредника между Богом и людьми. Согласно иудейской традиции. установившейся в талмудические времена, в Танахе к разделу Пророки относят исторические книги, где деятельность пророков только упоминается, так называемые – Ранние пророки. Они включают книги: Иисуса Навина (евр. Иехошуа бин Нун, в скобках далее обозначения, принятые в русской библейской традиции ), Судьи (Книга Судей Израилевых), I Самуила (I Царств), II Самуила (II Царств), I Цари ( III Царств), II Цари (IV Царств) Как и в Торе, религиозные мотивы неотделимы от благочестия народа Божьего, деяний его вождей, царей и священников. Даже враги евреев являются карающим орудием самого Всевышнего, наказывающего таким образом их за грехи и нарушения заветов и законов, дарованных Богом на Синае. Книга Иехошуа бин Нун (Книга Иисуса Навина) повествует о завоевании Земли Обетованной коленами Израиля под водительством преемника Моисея Иисуса сына Нуна. Иисус (евр. «Господь есть спасение») – первый помощник и преемник Моисея, сын Нуна из колена Ефремова. Во время странствия по пустыне Моисей поручил юному Иисусу Навину командование войском сынов Израиля в битве с амалекитянами (Исх. 17: 9-10). После победы Иисус, постоянно поддерживая Моисея, был служителем при переносном храме (скинии), а также одним из разведчиков, посланных в землю обетованную, тогда заселённую хананейскими племенами. За верность и отвагу Иисусу Навину – одному из двух израильтян старше 20 лет – было позволено Богом войти в землю обетованную, в то время как остальным этого возраста, как поколению рабов в этом было отказано. После смерти Моисея Иисус Навин возглавил израильские племена, вторгнувшиеся в землю Ханаанскую. В библейской «Книге Иисуса Навина» он изображен как полководец и пророк, посредник между Богом и народом ( Нав. 20:1, 24:2). Под его водительством происходит завоевание Ханаана, и он определяет наделы каждого из колен Израиля. После выполнения своей миссии Иисус Навин переносит ковчег Завета в удел колена Ефрема в город Сихем. Там Иисус Навин. в конце жизни собирает весь народ, призывает оставаться верным Господу и отвергнуть «чужих богов». После этого «заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме» ( Нав. 24:25). Вскоре после этого Иисус Навин умирает в возрасте 110 лет. Книга Судьи (Книга Судей Израилевых) посвящена жизни отдельных колен(племён) Израиля, расселившихся каждое на своей территории, поскольку после завоевания Ханаана вся его территория была разделена между 12 коленами (племенами), родоначальниками которых были сыновья Иакова–Израиля: от жёны Лии – Рувим, Симеон Иуда, Иссахар, Зевулон ; от рабыни Лии Зелфы – Гад и Асир; от жены Рахили, младшей сестры Лии, – Вениамин; от рабыни Рахили Валлы – Дан и Неффалим. Родоначальниками двух колен становятся и сыновья Иосифа, сына Рахили, – Ефрем и Манассия. Левий, сын Лии, стал родоначальником особого племени, точнее «касты» левитов, ставшими священнослужителями Бога Израиля. Время от времени для отражения нападений врагов отдельные племена или их союзы возглавляли выдающиеся герои и военачальники, называемые “судьями”, всего их упомянуто в Книге Судей Израилевых 12. Врагами Сынов Израиля были или оставшиеся непобеждёнными местные ханаанские царьки или нападавшие на расселившиеся на севере страны колена сирийские арамеи. Среди судей прежде всего выделяется пророчица Девора, поднявшая народ на борьбу с войском ханаанского царя. Его полководец Сисара наводил ужас на израильские племена Неффалима и Зебулона. Девора вдохновила полководца Варака возглавить ополчение и выступить на защиту соплеменников. У горы Кармель враги были разбиты. В честь этого знаменательного и счастливого события Девора пропела страстную победную песнь, заканчивающая словами: « Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!» (Суд. 5:31). Другим выдающимся вождём - судьей был Гедеон (евр. «разрушитель»), сын Иоаса из колена Менассии (Суд. 6-8), второе имя Иероваал (возм. евр. «Да спорит с ним Ваал»). Гедеон по призыву ангела Господня возглавил борьбу израильтян против грабительских нападений мадианитян и других соседних племен. Перед походом, Гедеон разрушает жертвенник языческому божеству Ваалу, которому нечестиво поклонялись его сородичи, и восстанавливает прежний жертвенник Всевышнему. Воодушевлённый Богом Гедеон оставляет из своего 32 тысячного войска только 300 человек и, проявив чудеса храбрости и находчивости, сокрушает несметные полчища врагов в сражении. После победы Гедеон отказывается от предложенного ему царского венца, полагая, что только Бог может быть владыкой Израиля. После победы Гедеон вел жизнь восточного владыки и от множества жен имел 70 сыновей. В течение его сорокалетнего правления стране был обеспечен мир. Но после смерти Гедеона его сын Авимелех предпринял попытку создать первую царскую династию, но потерпел неудачу и был убит Однако самым грозным врагом израильских племён были филистимляне, народ поселившийся на юго–западе Ханаана. Центрами их земли были приморские города Газа, Аскалон, Геф и ряд других. В борьбе с ними отличился Самсон (евр. «солнечный») один из судей древнего Израиля из колена Дана. Согласно красочному библейскому повествованию (Суд. 13–16), его рождение было сообщено его матери, до этого долго остававшейся бездетной, ангелом Господним. Ей было при этом предсказано, что он будет «назореем (посвящённым) Божьим» и должен будет спасать Израиль от гнета филистимлян (Суд. 13:5). Знаком посвящения Богу было обязательство Самсона не стричь волос, что обеспечивало ему богатырскую силу. Библейское сказание рассказывает о его подвигах, в частности, он может растерзать льва, один побеждать войско филистимлян, выломать и унести городские ворота. Однако слабостью Самсона была его безответственность и похотливость. Уже первая жена филистимлянка выманила у него ответ на заданную им на брачном пиру загадку, что послужило поводом для начала вражды Самсона с филистимлянами. В дальнейшем эта неспособность справиться со своими страстями и погубила Самсона. Одной из филистимлянок Далиде (Далиле), в которую влюбился Самсон, после трех попыток удалось узнать тайну его силы. Лишившийся своих волос и потерявший после этого богатырскую силу Самсон был схвачен филистимлянами, скован, ослеплён и заключён в темницу. Однако, будучи слепым узником, Самсон обратился к Богу, постепенно у него отрасли волосы и вместе с ними возвратилась прежняя сила. Когда филистимляне решили посмеяться над Самсоном и приказали привести его на праздник своего бога Дагона в Газе, Самсон взмолился Богу, собрал все свои силы и обрушил колонны, на которых держалось здание храма Дагона. При этом вместе с Самсоном погибло больше филистимлян, чем он истребил при своей жизни. Самсоном. был судьей древнего Израиля 20 лет, он единственный из судей погиб в плену врага. I и II Самуила (I и II Царств) посвящена жизни пророка Самуила и переходу от племенного быта к монархическому. Самуил (евр. «имя Бога») – последний израильский судья и пророк во времена царей Саула и Давида (прим 11 в. до н.э.). По библейскому сказанию его мать Анна, долгое бремя будучи бездетной, посвятила новорожденного Самуила. служению Богу. Самуил воспитывался первосвященником Илием в Силомском святилище, где уже в детстве проявилось его пророческое призвание, и он удостоился Божественного откровения. После сокрушительного поражения израильтян, сопровождавшегося захватом филистимлянами ковчега Завета и смертью Илии, Самуил становится признанным объединителем народа. После же разгрома филистимлян Самуил стал правителем Израиля и надеялся, что ему наследуют в этом его сыновья. Однако, поскольку они оказались мздоимцами и вообще недостойными людьми, то старейшины народа потребовали у Самуила выбрать народу Израиля царя, как это принято у других народов. Самуил сначала воспротивился этому, полагая, что только Бог может быть царём Израиля, а земная царская власть будет сопровождаться угнетением подданных. Однако затем Самуил уступил желанию народа и, повинуясь божественному повелению, помазал на царство молодого бедного крестьянина статного и высокорослого Саула сына Киса из маловлиятельного колена Вениаминова. Саулу (евр. «испрошенный у Бога») первому царю Израиля (прим. 1024 – 1004 гг. до н. э.). посвящена большая часть Первой Книги Царств (1 Цар. 9– 31). Первые же действия Саула как царя показали его большие способности как полководца и администратора. В результате этих побед его власть распространилась на все колена Израиля, и он стал планомерно проводить политику создания единого централизованного государства. Но потом Саул стал нарушать условия своего воцарения, что привело к острому конфликту царя с Самуилом. Пророк отверг Саула и больше с ним не встречался. Однако в Вифлееме Иудейском тайно по велению Божьему Самуил помазал на царство младшего сына Иессея Давида из колена Иудина. Последние годы жизни Самуил провел в г. Раме и там же пророк был похоронен. Последние годы царствования Саула прошли уже под знаком конфликта с будущим основателем новой династии – Давидом, великим воином, поэтом, музыкантом. В юности Давид был пастухом, но после победы в единоборстве с филистимлянским богатырём Голиафом становится зятем царя Саула. Саул возревновал к славе Давида и возненавидел его. Со временем у Саула развивается болезненная подозрительность и зависть, объектом которой становится и Давид. Однажды в припадке ярости он даже чуть не убил своего сына Ионафана, друга Давида. Давид вынужден был скрываться, а Саул непрестанно преследовал его. В это время снова началась война с филистимлянами. Перед решающей битвой Саул вызвал тень Самуила, которая повторила приговор , вынесенный царю при жизни: «Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим» (1 Цар. 27: 16). На следующий день это пророчество Самуила, как и все другие исполнилось: Саул и его сыновья были убиты. Самуил предстает в Библии великим пророком, правителем, законодателем, в известной степени даже сопоставимым с Моисеем. В книге II Самуила (II Царств) повествуется о царствовании Давида. (Годы царствования прим. 1010-970 гг. до. н. э.). После гибели Саула Давид становится царём всех племён израильских, одерживает победу над филистимлянами, расширяет границы царства, отвоёвывает Иерусалим. Первоначально город был укреплением хананейского племени иевусеев и в связи с этим именовался Иевус. Упоминается он также как крепость Сион (2 Цар. 5: 7; 1. Хр. 11:5). Примерно в 1000 г. до н. э город был захвачен личной дружиной Давида, после чего стал иногда называться «Ир Давид» – город Давида. Окончательно воцарившись, Давид перенёс в город из Хеврона свою резиденцию, а из города Кириаф–Иераим Ковчег Завета. Тем самым Иерусалим превратился не только в политический, но и религиозный центр царства. Библейская традиция изображает его великим царём. Наряду с воинскими успехами и достижениями в управлении государством Давиду приписывается и авторство книги псалмов – Псалтыря. Вместе с тем, пророк Нафан гневно порицает грех Давида за историю с военачальником Урией, посланным Давидом на смерть, чтобы завладеть его женой Вирсавией. Несмотря на раскаяние Давида, Всевышний не дозволил ему строительство Храма, хотя Давид перенес в Иерусалим ковчег со скрижалями Завета. За грехи Давида. царствование его омрачалось бунтами и смутами, начатыми его сыновьями. Тем не менее, в Библии Бог признает Давида царём, который «соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим» (3 Цар. 14:8). Первая книга Царей (III Царств 1– 11) и Первая книга хроник ( Паралипоменон 22:9 и далее) посвящены царствованию сына Давида и Вирсавии – Соломона (евр. « мир, благоденствие»), третьего царя объединённого царства Израиля (прим. 965 – 928 гг. до н .э.). Начало воцарения Соломона проходило в ожесточённой борьбе за наследство одряхлевшего Давида между его сыновьями от разных жен. Самым сильным претендентом из них был Адония, которого поддерживал военачальник Давида Иоав и первосвященник Авиафар. Соломон добился престола в ходе сложного противодействия, получив при помощи матери и священника Садока от Давида завещание в свою пользу. Став царём, Соломон жестокими мерами (казни Иоава и Адонии, ссылка Авиафара) укрепил свою власть и в дальнейшем стал успешным правителем большого государства. Предание сообщает, что Соломон получил Божественное благословение в Гаваоне, попросив у Господа только «сердце мудрое и разумное» (3 Цар. 3:12). Сообщается, что по мудрости Соломон превзошёл всех своих современников, его суды и поучения привлекали людей из далёких и близких стран. Ему приписывается авторство тысяч песен и притч, Книги Песни Песней и Книги Екклезиаста. Проводя мирную политику, он старался поддерживать дружеские отношения с соседями. Посредством династического брака с дочерью фараона он укрепил отношения с Египтом, заключил выгодные соглашения с финикийцами и другими народами. Благодаря этому при нём израильское царство стало центром оживлённой торговли от далёкой Южной Аравии и Восточной Африки до Малой Азии и Западного Средиземноморья. Совместно с финикийцами организовывались экспедиции за золотом, пряностями и дорогими сортами дерева в далёкую страну Офир. Возможно даже, , что приезд в Иерусалим царицы расположенного в Южной Аравии царства Сава связано с торговыми интересами. Возросшее богатство страны позволило Соломону развернуть обширное строительство в стране. Самым грандиозным было, конечно, строительство Иерусалимского Храма, великолепного царского дворца, многих крепостей и городов. Особой заслугой Соломона почитается строительство им Иерусалимского храма. Как провозгласил по окончании его строительства царь Соломон: « Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; Я построил храм в жилище Тебе, место, чтоб пребывать Тебе вовеки» ( 3 Цар. 8:12, 13) Одновременно Храм. был хранилищем высших религиозных святынь, прежде всего, Ковчега Завета, в котором находились две скрижали с записанными на них 10 заповедями. Возникновение Иерусалимского храма символизировало становление единого царства древнего Израиля, объединяющего все 12 колен сынов Израиля. До этого на территории расселения израильских племён существовали разные, иногда созданные на месте прежних языческих культовых центров, места святилища Бога. Главным из них был Силом (Шило), где находилось переносное святилище с Ковчегом Завета (скиния). Для строительства храма было мобилизовано 30 тысяч израильтян и 150 тысяч из подчинённого народа хананеев. Большое содействие в строительстве оказал царь финикийского города Тира Хирам, приславший искусных ремесленников и строителей. Храм был сооружён из ценных материалов и великолепно украшен изделиями из драгоценных металлов, меди и дорогих пород дерева. В плане он был прямоугольной формы, общие размеры его – длина 35 м., ширина 10. Располагался он на горе Мория, относительно ровной площадке в Иерусалиме, современные размеры которой 500 х 300 м., в центре её находится выступ скалы, где по преданию состоялось жертвоприношение Авраамом Исаака. Самым священным помещением Иерусалимского Храма была Святая Святых – комната, где размещался Ковчег Завета и два резных изображения херувимов. Службу в храме вели священники (когены), только они приносили жертвы, воскуряли фимиам, зажигали огромную менору (семисвечник) в храме, помогали им другие потомки Леви – левиты. Во главе когенов и левитов стоял первосвященник, только он имел право войти в Святая Святых один раз в году в День Искупления (Йом Кипур). Другие иудеи посещали храм. для жертвоприношений, молитв, после рождения ребенка и др. Имелся особый двор для иудеев не когенов и левитов, более дальний двор предназначался для женщин. Иноверцам был вообще запрещён вход на Храмовую гору. Много внимания уделялось укреплению постоянной армии, впервые появляются в армии Соломона. кавалерия численностью 12 тыс. и 1 400 боевых колесниц. Все это требовало усиления административного контроля над страной, что привело к разделению страны, кроме Иудеи, на 12 округов, управляемых царскими наместниками. Однако процветанием государства воспользовались далеко не все. Для нужд предпринятого Соломоном строительства на население были возложены большие налоги и тяготы. Недовольство вызывало привилегированное положение колена Иуды. Кроме того, многочисленные иноземные жены Соломона склоняли царя к почитанию языческих культов, что, конечно, вызывало недовольство священничества. В конце царствования Соломона. от царства отпал Дамаск, начались бунты, в частности, под руководством Иеровоама из колена Ефрема, нашедшего убежище в Египте. Все это после смерти Соломона “за грехи” царя и народа привело к распаду единого государства на два: северное – Израиль и южное – Иудея. Вторая книга царей (III царств) живописует уже существование двух сравнительно слабых царств: большего по территории и населению северного - Израиля, включающего уделы 10 колен, и меньшего, южного – Иудею, со столицей в Иерусалиме. На территории Иудеи проживало колено Иудино и частично Вениаминово. Вместе с тем Иерусалимский храм оставался духовной святыней для вех приверженцев веры Моисеевой, хотя правители северного царства старались возобновить языческие формы верования. Поэтому Иерусалим стал местом переселения левитов из соседнего царства. Ещё одним важным обстоятельством внутреннего единства Иудеи было то, что в нем правили цари из законной династии Давида. Напротив, в северном царстве соперничество различных колен Израиля, религиозные несогласия, а также отсутствие законной и признанной династии приводили часто ко внутренним смутам и кровавым переворотам. Между обоими еврейским царствами происходили многочисленные вооружённые конфликты наряду с войнами с соседними народами. Из всех царей обоих царств для судеб иудаизма имеет особое значение правление иудейских царей Езекии и Иосии. Езекия был свидетелем уничтожения северного царства Израиль и стремился уберечь свою страну от подобной участи. Полагая, что причиной всех бедствий является отступничество от заповедей Божьих, он стал энергично пытаться укреплять религиозное единство страны. По его приказу стали уничтожать все места и символы языческого богослужения, которым покровительствовал его отец. Было уничтожено даже медное изображение змея, которому по преданию поклонялись евреи во время Исхода из Египта. Этому изображению поклонялись, как некоему божеству, исцелителю от любой болезни. Было восстановлено празднование Пасхи, установленное в честь Исхода. Однако, хотя Езекии удалось укрепить государство и даже выстоять перед ассирийцами, после его смерти, его сын царь Манассия отменил все то, за что боролся его отец. Религиозное возрождение произошло при правлении царя Иосии. Он распорядился произвести работы по ремонту храма. В ходе них была обнаружена рукопись последней книги Пятикнижия Моисеева - Второзаконие (Дварим). Она содержала запись последнего обращения Моисея к народу. В ней пророк и вождь призывает соплеменников соблюдать заповеди Бога, и в таком случае они будут благоденствовать, а государство процветать. Моисей увещевает народ: «Заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе ....и не ... за морем.... Но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнить его» (Втор. 30:11 - 13). Однако вместе с тем Моисей предупреждает отступников от заповедей и грешников словами Господа: « У Меня отмщение и воздаяние. Когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них.» (Втор. 32:35). Пророчица Олдама подтвердила святость найденной книги. Иосия созвал народ к храму, читал свяшенную книгу, и народ поклялся выполнять заповеди Божьи. После этого страна была очищена от всех элементов языческих культов, впервые за долгие годы была торжественно отпразднована Пасха по всем предписаниям Закона Под ударами ассирийцев в 722 г. до. н. э. погибает Израиль, а в 586 г.до н.э. уже от рук вавилонян – Иудея, а Иерусалим и Храм разрушены вавилонским царём Навуходоносором. В обоих случаях население угоняется на чужбину. Уведённые в Ассирию 10 колен Израиля исчезли в изгнании. Однако судьба иудеев в Вавилонском плену была иной Это во многом было обусловлено деятельностью и служением пророков. Согласно сведениям из указанных книг, наряду с выдающимися пророками такими, как Самуил и Нафан, людей, посвятивших себя пророческому служению, было очень много. Особенно их было много в периоды смут и потрясения основ самого существования народа. Большое значение для судеб иудаизма приобретало служение великих ранних пророков Илии и его преемника Елисея. Илия, Илья (евр. «Господь есть Бог») – израильский пророк 9 в. до н.э., о пророческом служении и трудах которого сообщается в Первой и Второй книге Царей (Третьей и Четвёртой книгах Царств). В библейских сказаниях Илия предстаёт как пламенный борец с идолопоклонством, особенно с культами финикийских богов Ваала и Астарты, насаждаемых женой израильского царя Ахава (дочерью царя Тира) царицей Иезавель и подпавшим под её влияние мужем. Илия предсказывает засуху и голод в стране за богоотступничество от истинного Бога Израиля. Он с помощью чуда побеждает в состязании на горе Кармель 450 жрецов Вааала, что приводит к долгожданным дождям. Скрываясь от преследований Иезавели, Илия уходит в пустыню и после скитаний добирается до горы Синай, где ему является Бог, поручающий ему подготовить людей, которые станут орудием Божьей кары. Он, в частности, должен помазать на царства Ииуя, который свергнет прежнюю династию, а в качестве своего преемника призвать пророка Елисея. Наряду с борьбой с идолопоклонством Илия выступает как ревнитель справедливости и произвола. Он публично и гневно осуждает царя Ахава и царицу Иезавель за отнятый хитростью и обманом виноградник, принадлежавший Навуфею. Для этого прежний владелец был оклеветан и убит. Илия за это предсказывает ужасную гибель царю и царице. Популярность и слава Илии была настолько велика, что, согласно библейскому рассказу, ему приписывается способность совершать различные чудеса. Илия может сделать так, что горшочка масла и горсти муки хватило для прокормления его самого и всей семьи, в доме которой он скрывался; во время скитаний его кормили вороны хлебом и мясом; по пути в Синай он сорок дней и ночей обходился без пищи. Более того, он оказался даже способным воскресить умершего ребёнка. Его пророческая деятельность завершается также чудесным образом: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и понесся Илия в вихре на небо»(4 Цар. 2:11). Такой конец Илии., а также строки из пророка Малахии, где приводятся слова Бога: «Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня великого и страшного» (Мал. 4:5) придал особое значение его служению. В иудейской традиции Илия считается предвестником Мессии, с его личностью связаны надежды на лучшее будущее народа, ему уделяется много внимания в мистической, в частности, каббалистической литературе. В ней Илия предстает защитником всех угнетаемых и обездоленных, он посещает нуждающихся и оказывает им необходимую помощь. Считается, что в пасхальный вечер Илия посещает семью каждого иудея, и для него ставят особый кубок с вином. Во время обряда обрезания младенца для Илии, которому Всевышний поручил всегда присутствовать при этом обряде, ставится особое кресло. Преемником Илии стал согласно Первой книге Царей (3 Книге Царств) пророк Елисей (евр. Бог есть спасение). В 3 Цар. 19: 16 и далее сообщается, что при первой встрече с Илиёй Елисей. пахал землю, но будучи им призван, стал верно служить ему. После вознесения Илии на небо Елисей был признан продолжателем его дела. Большую часть жизни Елисей провёл в столице Израильского северного царства – Самарии. Деятельность Елисея протекала в течение 50 лет в царствование 4 израильских царей Северного царства. Елисей активно вмешивался в политическую и общественную жизнь страны. Ему приписывается много славных дел – он спасает израильскую армию в походе на моавитян, помогает ей одолеть сирийцев, помазывает на царство полководца Ииуя. После этого Ииуй сверг прежнего грешного царя Ахава и установил новую династию. Сообщается также о совершённых Елисеем чудесах: он воскресил умершего, наполнил сосуд маслом в доме бедной вдовы, спасая её тем самым от долгового рабства, накормил малым количеством пищи 100 человек, сделал безопасной похлёбку из собранных в поле диких плодов и т. д. (4 Цар. 4). Даже после смерти Елисея само прикосновение к его костям исцеляет человека (4 Цар. 14 : 20, 21). Собственно пророческие книги объединены в особый отдел, именуемый Поздние пророки.. Среди всех пророков–писателей три «больших пророка» - Исайя, Иеремия, Иезекииль. Исайя (евр. «Бог есть спасение») – великий библейский пророк, книгой которого открывается весь раздел. Согласно неё Исайя. принадлежал по рождению к высшей иерусалимской аристократии, возможно даже царскому роду. Пророческое служение собственно Исайи продолжалось прим. с 733 по 700 гг. до. н. э. и сочеталось с активной политической деятельностью при четырёх иудейских царях. Его проповедь начинается с обличения правящей верхушки страны за нарушения Божьих Заветов и беспощадное угнетение народа, обирание бедняков, вдов и сирот. Правители «оправдывают за подарки виноватого и правых лишают законного!» (Ис. 5: 23). Исайя провозглашает: «Горе вам, прибавляющим дом к дому, присоединяющим поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис. 5:8). Обличает Исайя также и народ за формальное отношение к богослужению, суеверие, жестокость, безнравственность, идолопоклонство. Именно эти грехи навлекут на народ Израиля страшные бедствия, гибель страны и большинства народа. Вместе с тем он верит, что остаток народа (даже если это будет менее его десятой части), который вернётся к Богу, все же спасётся. При этом он пророчествует, что Господь даст знамение грядущего – рождение младенца из династии Давида, которого назовут Иммануэль (С нами Бог). Исайя яркими красками описывает будущего Спасителя – Мессию. В частности, «он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли судить по истине» (Ис. 11: 4). В своём пророчестве пророк. видит вечный мир и подлинное братство между народами: «.. Из Сиона выйдет учение и слово Божие из Иерусалима. ... И перекуют мечи свои на орала (плуги) и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать» (Ис. 2:4). Вообще для Исайи Бог Израиля является Божеством всемогущественным и всемирным, а не только племенным и национальным. Именно в книге Исайи провозглашаются в самой острой форме вселенскость Господа, который обращается ко всем народам мира. Господь провозглашает: «дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Исайя 56:7). Авторитет Исайи был настолько высок, что жившие на протяжении почти двухсот лет спустя ещё два безымянных пророка пользовались его именем и включили свои речения в Книгу Исайи. Развивая мессианские идеи Исайи, первый его продолжатель т. н. Второисайя полагает Мессией наряду с Киром Персидским, освободившим иудеев из Вавилонского плена, также и «раба Божьего» (Ис. 52:13 – 53:12). Он терпит незаслуженные гонения, его презирают, он обречён на гибель, его сравнивают с «безгласным агнцем». Но он ранами своими исцелил раны других, поэтому будет возвеличен Богом, поскольку «Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (53: 12). Иудеи полагают, что «раб Божий» – собирательный образ еврейского народа, а христианская традиция видит тут пророчество о личности и судьбе Иисуса и даже полагает Исайю «пятым евангелистом». Весь текст книги отличается исключительно высокими поэтическими достоинствами и признан вершиной библейской поэзии. Согласно талмудическому преданию, Исайя был по приказу иудейского царя-вероотступника Манассии распилен заживо вместе с деревом, в дупле которого он прятался. Вторым великим пророком является Иеремия ( евр. «Бог возвысит») – великий библейский пророк ( прим. 60 - 50 г. 7в. до. н. э. – конец 6 в. до. н. э.), его биография и поучения изложены в книге его имени. Он также считается автором скорбной поэмы о гибели Иерусалима – Плач Иеремии. Пророческая деятельность Иеремии. продолжалась в течение около 40 лет (прим. 626 – 586 гг. до н. э.) при правлении пяти иудейских царей и закончилась с разрушением Иерусалима и Храма вавилонянами. Почувствовав с юности призвание к пророческой деятельности, он страстно обличал в своих проповедях народ Иудеи за отступление от заповедей Священного Писания, социальную несправедливость, беззаконие, безнравственность, идолопоклонство. По его пророчеству, в наказание за эти грехи Иудею постигнет судьба северного царства – Израиль, уничтоженного ассирийцами. Во время начавшегося соперничества между Египтом и Вавилоном Иеремия твёрдо проповедовал неизбежность подчинения вавилонскому царю и осуждал иудейских царей за попытки опереться на помощь Египта. Несмотря на преследования Иеремия никогда не прекращал свою проповедническую деятельность. После разрушения Иерусалима Навуходоносором и увода в вавилонский плен его жителей Иеремии было разрешено остаться в стране вместе с остатком иудеев. Однако через некоторое время было поднято антивавилонское восстание и, опасаясь репрессий, повстанцы ушли в Египет, уведя с собой Иеремию. Там он вскоре и умер. В своих проповедях Иеремия, предсказывая и даже оправдывая изгнание иудеев за грехи, вместе с тем верит в нерушимый союз народа Израиля с Богом, который в конечном счёте спасёт свой народ, в частности, вернёт пленников в Сион. Вместе с тем Иеремия с особой силой выделяет важность соблюдения этических норм Учения по сравнению с соблюдением внешнего культа. В его проповеди Господь говорит: «.... отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» (Иер. 7: 22). В этой связи особенно поразительно для того времени звучат слова Господа: «да не хвалится мудрый мудростью своею. Да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я-Господь, творящий милость суд и правду на земле; ибо только это благоугодно мне, говорит Господь». Особенно важны следующие строки проповеди, обращённые ко всем народам мира, даже к формальным врагам сынов Израиля: «Вот приходят дни, говорит Господь, когда я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сынов Аммоновых и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне, ибо все эти народы необрезаны, а весь Израиль с необрезанным сердцем». (Иер. 9:23-26). Однако после завершения наказания грешного народа Израиля, согласно проповеди Иеремии, будет воссоздано единое царство Израиля на Земле Обетованной для всех колен сынов Израиля. Центром его будет Иерусалим, где воцарится мудрый царь – потомок Давида. Тогда же будет заключён Богом с народом «новый завет», который навечно «впишется» в сердца и умы людей, так что каждый человек будет добродетелен и всегда будет стремиться только к добру. Именно тогда, согласно Иеремии, «назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут больше поступать по упорству злого сердца своего» (Иер. 3:17). Идеи о Новом завете, а также сугубо духовные отношения между Богом и человеком оказали большое влияние на формирование христианской традиции. В талмудической литературе с Иеремией связано много преданий, в частности Иеремии приписывается исполнение повеления Бога спрятать священную храмовую утварь и Ковчег Завета на горе Нево, с которой Моисей видел Землю Обетованную (2 Мак. 2:5). Третьим великим ветхозаветным пророком - писателем является Иезекииль (евр. «Бог укрепляет») – автор книги Иезекииля. Иезекииль сын священника Бузи, уведён в вавилонский плен в 597 г. до н. э. В качестве пророка выступил через 5 лет после этого, по всей вероятности в возрасте 30 лет, и прожил затем не менее 22 лет. Иезекииль был первым из пророков, нёсшим служение в Вавилонии, за пределами Святой земли, уже среди иудеев, находившихся в вавилонском плену.. В отличие от других предшествующих ему пророков, пророческая деятельность Иезекииля вызвана особыми видениями. Ему, как ранее Моисею и Исайе, но уже на чужой земле предстает видение Божье При описании их заметно влияние месопотамской символики. Он сурово обличает грехи народа Израиля, полагая, однако, что Всевышний все же не даст ему погибнуть, чтобы не допустить осквернения своего имени. В его проповедях содержатся ряд новых и оригинальных идей, в частности, представление о личностной ответственности каждого человека за грехи, и повышение роли личного раскаяния за нарушение заповедей. Он также верит, что по велению Божию в будущем будет воскресение мертвых. Божественному прощению и спасению предшествует нашествие Гога из страны Магог, но в ходе последней войны Господь уничтожит Гога. Особое место в его проповеди занимают мессианские мотивы. Иезекииль описывает восстановленное по воле Всевышнего будущее царство на земле Израиля, как своего рода социальную утопию. Подробно сообщаются размеры и вид нового Иерусалимского Храма и Иерусалима. Всем управляет князь, функции которого сведены к обязанностям первосвященника. Войн больше не будет, все живут в полном довольстве и благополучии. Земля делится между возвращенными на родину членами 12 колен Израиля, причём равные наделы получают и живущие среди членов этих колен не евреи. Мотивы будущей последней войны оказали большое влияние на мессианско-эсхатологические представления иудаизма и христианства. По современным научным представлениям проповедь Иезекииля связана с конкретной политической ситуацией в регионе того времени: Гог – царь правитель Лидии (запад Малой Азии) 7 в. до н. э. Гигес, а название страны Магог – передача ассирийского слова «мат гуги» – страна Гигеса (Гога). Остальные пророки: - Осия , Иоэль, Амос, Авдия, Ионы, Михей, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии условно называются “малыми”, поскольку их сочинения значительно короче трёх больших пророков. Сущность их проповедей также состоит в поучении народа следовать Заповедям Божьим, стремиться к нравственному совершенству, не подражать окружающим народам в идолопоклонстве. Последние три пророка действуют уже после завоевания Вавилонии Персидским царством и возвращения иудеев при содействии персидского царя Кира на родину в 538 г. до н. э. для ее возрождения и восстановления Иерусалимского Храма. Отметим только служение некоторых из них. Амос ( евр. Яхве понёс») – автор книги объёмом всего 146 стихов. Его проповедническая деятельность датируется прим. 760 г. до н. э. Амос родился в южном Иудейском царстве, но проповедовал в северном Израильском. Будучи по занятиям пастухом, он стал пророком благодаря Божьему откровению. Подобно другим древнееврейским пророкам, ему характерна теоцентрическая картина мира, где в центре всего мироздания стоит единый Бог. Важным мотивом его проповеди является обличение социальной несправедливости, безразличие богачей и вельмож к нуждам бедных и обездоленных. Резко выступал он против идолопоклонства, а также формальных ритуалов и жертвоприношений, когда не соблюдают этических норм справедливости, установленных Всевышним. Согласно Амосу, каждое нарушение этических законов не только сынами Израиля, но и языческими народами будет наказано Богом. Он предсказывает даже изгнание народа Израиля из дарованной ему Всевышнем страны за грехи. Однако заканчивает Амос верой в наступление в отдалённые времена Царства Божия на земле, когда из плена возвратится остаток народа и восстановится «древний шатёр царя Давида». Осия (евр. «Бог понес») – земляк и младший современник Амоса. В своей проповеди он, обличая народ Божий за оступничество, убийства, воровство, клятвопреступления, разврат, призывает людей покаяться и не подменять истинную веру внешними формами культа. Он приводит слова Бога обращённые к своему народу: «милосердия я хочу, а не жертвы и более боговедения нежели всесоожжений (жертв)» (Ос. 6:6). Еврейское слово « хэсэд» переданное в русском синодальном переводе как «милость» весьма многозначно и означает «стремление к добру, доблесть, великодушие, милость, сочувствие» (см О. Н. Штейнберг. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхаго Завета. Вильна. 1878.) Иона (евр. «голубь») – сын Амафии выполнял пророческое служение прим. в 8 в. до н. э. в Северном царстве – Израиле. Согласно библейскому рассказу, Иона был призван Господом отправиться в столицу Ассирии – Ниневию и сообщить её жителям о грозящей им гибели за грехи. Желая уклониться от этой миссии, Иона пытается на корабле добраться до города Таршиша (вероятно Тарс в Малой Азии). Но во время разыгравшейся бури моряки решают бросить жребий, чтобы определить того, кто является виновником бедствия. Жребий падает на Иону, и его бросают за борт. Буря успокаивается, а Иону проглатывает огромная рыба. Из её чрева Иона взывает молитвой к Богу, и рыба изрыгает его на сушу. Иона добирается до Ниневии и по велению Бога объявляет : «Ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена» (Иона, 3: 4). Далее говорится, что жители огромного города поверили пророчеству Ионы., стали поститься и каяться в грехах. Иона также был очень огорчён этим и даже просил Господа о ниспослании ему смерти. Тут неожиданно вырастает дерево, дающее Ионе обильную тень, но также внезапно Господь посылает червя, который губит это дерево. В ответ на стенания Ионы, погибающего от зноя, следуют такие слова Бога: « .ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало; Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек .... и множество скота» (Иона, 4 : 11). Книга Ионы замечательна тем, что в ней ярко прослеживается гуманистическая универсальная идея о едином для всех людей милостивом прощающем всех, независимо от их племенной принадлежности, Боге. По современным научным представлениям, Книга пророка Ионы создана прим. в 4–3 вв. до н. э. В иудейской традиции считается, что история Ионы наглядно показывает силу искренней молитвы и сердечного покаяния в грехах. Как было указано выше служение пророков Аггея, Захарии и Малахии происходит уже после окончания Вавилонского плена. В Танахе все исторические события объясняются Божьими предначертаниями. Поэтому разрушение Иерусалима, Иерусалимского Храма и увод населения Иудеи в плен вавилонским (халдейским) царём Новуходоносором (605 – 562 гг. до. н. э.) объясняется многочисленными прегрешениями народа. Согласно книге Иеремии, часть сельского населения Навуходоносор оставил в Иудее, которая была превращена им в провинцию Вавилонской империи. Наместником он назначил Гедалию, друга Иеремии.. Однако в горах и пустынях скрывались уцелевшие отряды иудейских воинов. Измаил со своими дружинниками неожиданно напал на Гедалию и присутствовавших на пиру вавилонян и убил их. Опасаясь репрессий вавилонского царя участники восстания решили переселиться в Египет, куда заставили отправиться и Иеремию. Впоследствии день смерти Гедалии наряду с днем разрушения Иерусалима, которое произошло по еврейскому календарю 9 дня летнего месяца ав 586 г., является днем скорби и поста. Что же касается переселенцев в Вавилонию, то им предоставили в Вавилонии землю, они жили автономной общиной, имели своих старшин, своих священников и молитвенные дома, где изучали Священное Писание. Тем не менее Иеремия пророчествует гибель Вавилону. Пророчество исполнилось в 538 г. до н. э., когда персидский царь Кир захватил Вавилон и присоединил вавилонское царство к Персидской империи. В книге пророка Исайи Господь даже именует Кира Своим помазанником (Мессией) (Ис. 45:1). О возвращении части иудеев из вавилонского плена и возрождении Иерусалима и Иерусалимского Храма рассказывается в Книгах Эзры и Неемии. По иудейской традиции, они относятся к разделу Писаний ( Ктувим).
“Писания” (Ктувим) Раздел «Писания» по иудейской традиции состоит их следующих книг: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, I и II Книг Хроник (I II Паралипоменон). Руфь ( евр. возм. от сокр. «спутница») – моавитянка, жена одного из сыновей иудейской семьи, ушедшей в Моав из-за неурожая в Иудее. После смерти свёкра и мужа сопровождает оставшуюся одинокой свекровь Ноеминь, решившую возвратиться на родину. Там в Вифлееме они работают на сборе урожая ячменя у богатого землевладельца – родственника её покойного мужа, Вооза, глубоко тронутого её кротостью и преданностью свекрови. Впоследствии Руфь стала прабабкой царя Давида. Есфирь (евр. Эстер, вероятно перс. звезда) – иудейская девушка, проживавшая в столице Персии Сузы в правление царя Артаксеркса (5 в. до н. э.), приёмная дочь своего дяди Мардохея. Еврейское имя Есфири – Гадасса (мирт), ставшей женой царя. В повествовании рассказывается, что, узнав от Мардохея о заговоре первого царедворца Амана, задумавшего истребить в персидском царстве иудеев, Есфирь, даже рискуя жизнью, сумела расстроить его планы. В память об этом возник праздник Пурим.Ездра (евр. возм. арам. «Бог – есть помощь») – уроженец Вавилона писец и книжник, священник из рода Аарона. Обладая обширными познаниями в Законе, Ездра пользовался большим авторитетом среди единоверцев и одновременно был близок в персидскому царю Артаксерксу (464 – 424 гг. до н. э.). Получив от царя большие полномочия и богатые дары для восстанавливаемого Иерусалимского Храма, Ездра. прибыл в Иерусалим. По прибытии в Иерусалим Ездра узнал, что иудеи, вернувшиеся из Вавилонского плена до него, начали отступать от веры отцов под влиянием жен, которых они брали из соседних языческих народов. По настоянию Ездры такие браки были расторгнуты.. Неемия ( евр. «утешение Бога») – , наряду с Ездрой, руководитель возрождения религиозно-национальной жизни в Иудее после Вавилонского пленения. Неемия, занимавший важную должность виночерпия при дворе персидского царя Артаксеркса I (465 – 424 г. до н. э.), по своей просьбе был отпущен царём в 445 г. до н. э. для восстановления Иерусалима. Обладая большими полномочиями, он преодолел противодействие противников, сумел воодушевить народ и за 52 дня восстановить стены города. Одновременно Неемия провел ряд широких социальных реформ, направленных на защиту прав простого народа и бедняков, в частности, отменил долговое рабств, ростовщичество, потребовал возвращения незаконно отнятых наделов земли. Следует добавить, что серьёзными противниками Ездры и Неемии стали самаритяне. Этот народ возник согласно сообщению Библии (4 Цар. 17: 24 – 27) от смешения спасшегося от массового выселения в 722 - 721 гг. до н. э. ассирийцами остатка населения северного Израильского царства (столица г. Самария) и переселённых туда представителей семитских племён из Месопотамии. После возвращения из Вавилонского плена иудеев в 538 г. до н. э. и начала восстановления Иерусалима и Иерусалимского Храма самаритяне предложили иудеям свою помощь и поддержку но были отвергнуты, очевидно, из-за сомнений в их монотеизме. Это привело со временем к окончательному религиозно-этническому размежеванию самаритян и иудеев. У самаритян. складывается своя религиозная традиция. Самаритяне утверждают, что, в отличие от иудеев они являются истинными хранителями древней традиции сынов Израиля, полагают себя потомками колена Иосифа, и не Иерусалим, а гору Гаризим (около Шхема, современного Наблуса) признают истинным святилищем Господа, где и был после разрыва с иудеями главный храм самаритян. Даниил ( евр. «Бог мой судья») – главный герой «Книги Даниила», написанной частично на арамейском языке. Даниил достиг высокого положения при дворе и сохранил его даже после завоевания Вавилона Киром Персидским. В видениях Бог открывает Даниилу ход будущей мировой истории, в них сообщается о падении четырёх царств от Вавилонского до Эллинистического и предсказывается вечное пятое царство. В Книге Псалмы (Псалтырь в русской традиции), собраны 150 текстов лирических стихотворной, где воздаются хвалы Всевышнему, прославляется его вездесущность, величие, милосердие и справедливость, на Него возлагаются все надежды на спасение избранного народа. Авторство приписывается царю Давиду, однако по современным представлениям к его времени можно отнести только около 30 первых псалмов. Исключительной образностью отличается Псалом 136, написанный во Время Вавилонского пленения::«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» Притчи или Притчи Соломона содержат изречения житейской мудрости, способствующие стремлению благочестивых людей к разумной и высоконравственной жизни. В книге о страдальце Иове поднимается философский вопрос о сущности страдания на земле праведников и какова при этом роль Божества. Песнь Песней – лирическая поэма о чистой любви. Авторство её приписывается царю Соломону. Плач Иеремии - скорбная элегия пророка на разрушение Иерусалима вавилонянами и гибель Храма. Екклезиаст (евр. Когелет) представляет собой печальные сентенции и рассуждения философа скептика о суетности существования в этом мире. I и II Книги Хроник (I II Паралипоменон) повторяют с дополнительными подробностями, особенно генеалогическими, историю еврейского народа от Адама до возвращения из Вавилонского плена. Особое значение имеет вопрос об именах Бога в Танахе. Бог открылся Моисею под именем Яхве. В еврейском языке оно передаётся четырьмя буквами (отсюда наименование слова четверобуквие или по-гречески ТЕТРАГРАММОТОН), передаваемое латинскими буквами YHWH. Оно означает: «Он был, есть и будет». Уже в третьем веке до н. э. это имя заменяется при произношении словом Адонай или Элохим. Иногда употреблялось общесемитское слово Эль –Бог с различными эпитетами: вечный, всемогущий, великий, грозный, справедливый, милосердный, Саваоф (евр. «воинств») и т.д. Литература: И.Р. Тантлевский. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма..СПб. 2005; Й. Телушкин. Еврейский мир. Иерусалим – М. 1992; С. М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999; Ф. Ринекерт, Г. Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг. 2001; Е.Э. Носенко «… Вот праздники Бога». М. 2001; Ю. Б. Циркин. История библейских стран. М.2003; А.А. Немировский. У истоков древнееврейского этногенеза. М. 2001. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |