|
Произведения упанишадыУПАНИШАДЫ (санскр. upaniṣad) – древние индийские тексты на санскрите, содержащие тайные учения ведийской, брахманистской и индуистской традиций. Наряду с Ведами, У. относятся к категории шрути, священных текстов индуизма. У. создавались на протяжении около двух тысяч лет: начиная примерно с VIII–VII вв. до н. э. и заканчивая средними веками; точная датировка отдельных У. затруднительна. У. возникли в рамках ведийской традиции как продолжение брахман и араньяк (философско-ритуалистических текстов). Всего известно более 200 У., однако важнейшими являются те, что были созданы в основном до н. э. По разным оценкам их насчитывается от 10 до 15. В развитии У. можно условно выделить три периода: ранний, средний и поздний. Ранние У. («Брихадараньяка», «Чхандогья», «Тайттирия», «Айтарея», «Каушитаки» и «Кена») являются частями брахман и араньяк, – в них велико влияние ритуалистики, несмотря на наличие важных философских открытий. У. среднего периода («Катха», «Иша», «Шветашватара», «Мундака», «Прашна», «Майтри» и «Мандукья») уже являются самостоятельными текстами, в которых развиваются философские открытия ранних У., а также развиваются новые подходы – например, йогический и теистический. Многочисленные, не столь известные поздние У., созданные после н. э., развивают отдельные аспекты учения ранних и средних У.: их условно разделяют на У. «чистой» веданты (которые продолжают философскую линию ранних и средних У.), йоги, санньясы (аскезы), теистические (вишнуитские и шиваитские), а также тантрические (шактистские). Слово «У.» значит «связь», «соответствие», «эквивалентность»; при этом до сих пор часто встречающийся перевод слова «У.» как «сидение [ученика у ног учителя]» является устаревшим и несостоятельным. Подразумевается неявная, тайная связь (соответствие, или даже тождество) между двумя или более явлениями. Описанию этих связей во многом и посвящены У. Так, в самом начале «Брихадараньяки» приводится описание жертвенного коня, где его части связываются с макрокосмическими феноменами (например, солнце – глаз жертвенного коня, ветер – его дыхание, и т. д.). С помощью подобных взаимосвязей объясняется сущностное единство мироздания: микро-, макрокосма и ритуальной сферы. У. содержат множество разнообразных учений о мире, человеке и ритуале. В зависимости от подхода разные исследователи или видят в этих учениях нечто единое, или же рассматривают их по отдельности, воздерживаясь от того, чтобы признавать некое единое учение У. Важнейшая тема У. – поиск и исследование единой высшей реальности, абсолютного первоначала всего сущего, называющегося в У. «Атман» или «Брахман». Слово «Атман» – возвратное санскр. местоимение, оно переводится как «сам». Познание Атмана, или себя – одна из основных тем У., согласно которым «сам», или Атман, будучи абсолютным субъектом, есть первооснова всего сущего. Брахман – это также название абсолютного первоначала, но, скорее, в объективном, а не субъективном аспекте. В У. неоднократно утверждается, что Атман и Брахман – это одно. Таким образом, всё сущее, человек и мироздание, согласно У., сущностно едино в Атмане-Брахмане. Постижение себя как неизменного и незапятнанного Атмана, который есть Брахман, приводит человека, согласно У., к полной духовной реализации, т. е. к освобождению (мокша) от цикла перевоплощений (сансары). Это постижение предполагает не абстрактное философское, а непосредственное понимание. В целом У. оказали огромное воздействие на индийские религиозно-философские традиции. Соч.: The Early Upaniṣads / Tr. by P. Olivelle. New York, 1998; Упанишады: в 3-х кн. / Пер. с санскр. А. Я. Сыркина. М., 1992; Упанишады веданты, шиваизма и шактизма / Пер. с санскр. С. В. Лобанова и С. С. Федорова. М., 2009. Лит.: Сыркин А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Deussen P. The Philosophy of the Upanishads. Edinburgh: 1919; Radhakrishnan S. The Philosophy of the Upanishdads. London, 1924; Ranade R. D. A Constructive Survey of Upanishadic Philosophy. Poona, 1926. А. В. Дудин Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Дудин А. В. |