КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

канон джайнский

ДЖАЙНСКИЙ КАНОН, АГАМЫ, СИДДХАНТА<#whitespace />(аgama, siddhаnta) – корпус текстов джайнизма, в первую очередь, шветамбарского направления, составленный и кодифицированный на<#whitespace />соборе в Валабхи (штат Гуджарат) в V в. н.э. под руководством ачарьи (главы монашеской общины) Дэварддхи Ганина Кшамашраманы. Этот корпус основан на предыдущих редакциях канона, частично составленном на более ранних соборах, первый из которых состоялся в III в. до н.э. в Паталипутре под председательством Стхулабхадры, а второй – в Матхуре в IV в. н.э. под руководством ачарьи Скандилы. Считается, что после собора в Валабхи изменения в канон не вносились, и он дошел до нас в том виде, в каком был составлен Дэварддхи Ганином. Записан на джайнском пракрите – ардхамагадхи. Состоит из нескольких разделов: I раздел включает 12 «первичных частей» (анга): 1) «Ачаранга-сутра» содержит в основном рассказы о жизни аскетов и «биографию» Махавиры; 2) «Сутракританга» включает аскетические предписания и изложение ложных учений; 3) «Стхананга» подробно разъясняет базовые категории джайнизма, а также повествует о джайнских «ересях»; 4) «Самаваянга» имеет сходное содержание, что и предыдущие тексты и является в некоторой степени их продолжением; 5) «Бхагавати Вьюкхьяпраджняпти» излагает джайнское учение в диалогах и легендах; 6) «Джнятадхармакатха» излагает «историю» джайнизма на различных примерах; 7) «Упасакадаша» повествует о благочестивых джайнских домохозяевах; 8) «Антакриддаша» посвящена рассказу о десяти аскетах, уничтожившихся свою карму; 9) «Ануттараупапатикадаша» рассказывает о святых, достигших высших уровней небес; 10) «Прашна-Вьякаранани» представляет собой наставления в догматической форме; 11) «Випака-шрутам» содержит рассказы о воздаянии за добрые дела и наказании за дурные поступки; 12) «Дриштивада» считается утерянной; II раздел включает 12 «вторичных частей» (упанга): 1) «Аупапатик»а объясняет как может быть обретено существование в теле бога; 2) «Раджапрашния» рассказывает о принятии джайнизма царем Пардеши; 3) «Джива-абхигама» описывает мир и его обитателей; 4) «Праджняпана» разъясняет формы и характеристики живых существ; 5) «Сурьяпраджняпти» описывает солнце и другие небесные тела; 6) «Джамбудвипапраджняпти» рассказывает о континенте Джамбудвипа и приводит предания о прежних правителях мира; 7) «Чандапраджняпти» описывает луну и другие небесные тела (частично схожа с пятой упангой); 8) «Нираявали» повествует о приключениях десяти царевичей; 9) «Кальпаватамшика» рассказывает о сыновьях царевичей из восьмой упанги, ставших аскетами и достигших различных уровней неба; 10) «Пушпика» описывает предыдущие рождения божеств, выразивших почтение Махавире; 11) «Пушпачулика» является продолжением десятой упанги; 12) «Вришнидаша» повествует об обращении в джайнизм царевичей династии Вришниев под влиянием тиртханкара Ариштанеми; III раздел состоит из 10-ти «разрозненных пассажей» (пракирна): 1) «Чатухшарана» содержит молитвы и правила исповедования своих проступков; 2) «Атурапратьякхьяна» посвящена смерти аскетов; 3) «Бхактапариджня» излагает правила относительно смерти; 4) «Самстара» описывает сидение из травы куша, на котором аскет выполняет обет добровольной смерти саллекхана; 5) «Тандулавайталила» содержит джайнские представления об анатомии и эмбрионах; 6) «Чандавиджа» описывает характеристики учителя, ученика, жизни и смерти; 7) «Девендрастава» перечисляет правителей богов; 8) «Ганивидья» представляет собой трактат по астрологии; 9) «Махапратьякхьяна» содержит формы и правила обряда отречения; 10) «Вирастава» приводит имена Махавиры; IV раздел состоит из 6-ти «дисциплинарных сутр» (чхеда-сутра): 1) «Нишитха» описывает обязанности монаха и искупление в случае их нарушения; 2) «Маханишитха» рассказывает о ритуалах искупления, исповедания и различных нарушениях дисциплины; 3) «Вьявахара» перечисляет дисциплинарные установления; 4) «Ачарадаша», называемая также Дашашрутаскандха, содержит, среди всего прочего, правила жизни, восьмая часть этого сочинения называется «Кальпа-сутрой», атрибутируемая Бхадрабаху и рассказывающая о жизни тиртханкаров, различных школах и содержащая правила для аскетов; 5) «Брихат-(садху)-кальпа» описывает правила для монахов и монахинь; 6) «Паньчакальпа» посвящено той же тематике, что и предыдущая; V раздел включает в себя 2 «самостоятельные сутры» (чулика-сутра): 1) «Нанди» рассматривает различные виды знания; 2) «Ануйогадвара» представляет собой энциклопедию различных джайнских наук; заключительный, VI раздел содержит 4 «коренных сутры» (мула-сутра): 1) «Уттарадхьяяна» содержит легенды, предания, диалоги и проповеди на различные темы; 2) «Авашьяка» посвящена ежедневным обязанностям джайна; 3) «Дашавайкалика» описывает правила аскетической жизни; 4) «Пинданиръюкти» рассказывает о правилах получения подаяния для аскетов. Авторитетность 45 книг шветамбарского канона не признается дигамбарами, которые полагают, что аутентичные проповеди Махавиры со времени Бхадрабаху утеряны, и к X в. н.э. составляют свой канонический корпус текстов, часть из которых являются авторскими. Он состоит из 4 разделов, именуемых «чатурведа» («четыре веды»): I. Пратхама-ануйога («мировая история»): 1) «Падмапурана» Равишены (650 г. н.э.), 2) «Харивамшапурана» Джинасены (783 г.), 3) «Адипурана» Джинасены, 4) «Уттарапурана» Гунабхадры (составлена 879 г.), иногда факультативно включаются «Тришаштилакшанапурана» и «Махапурана»; II. Карана-ануйога (космология): 1) «Сурья-праджняпти», 2) «Чандра-праджняпти», 3) «Джаядхавала»; III. Дравья-ануйога (философия): 1) «Правачана-сара» Кундакунды (III-IV вв.), 2) «Самая-сара» Кундакунды, 3) «Нияма-сара» Кундакунды, 4) «Панчастикая-сара» Кундакунды, 5) «Таттвартха-адхигама-сутра» Умасвами (II III вв.) с комментариями Самантабхадры (до VI в.), Пуджьяпады (V в.), Акаланки (VIII в.) и Видьянанды (IX в.); IV. Чарана-ануйога (этика и ритуал): 1) «Мулачара» Ваттакеры (до III в.), 2) «Триварначара», 3) «Ратнакарандашравакачара» Самантабхадры. Тексты дигамбарского «канона» написаны как на пракритах, так и на санскрите. Иногда «дигамбарским каноном» называют собрание трех авторитетных (и видимо, наиболее ранних в этой трад. – I-II вв.) текстов, написанных на пракрите: «Кашая-прабхрита», «Карма-прабхрита» (автором обоих текстов считается Гунабхадра, или Гунадхара) и «Шаткхандагама». Авторство последнего сочинения приписывается Пушпаданте и Бхутабали.

Лит.: Kapadia H.R. A History of the Canonical Literature of the Jainas. Surat, 1941; Folkert K.W. Scripture and Community. Collected Essays on the Jains. Ed. By John E. Cort. Atlanta.1993; Winternitz M. A History of Indian Literature. Delhi a.o., 1983. Vol. 2; Glasenapp H. von. Jainism. Lala S. Jain Research Series. Vol. XIV. Delhi, 1999; Chanchreek K.L., Dr. Jain M. Jain Agams: An Introduction to Canonical Literature. New Delhi, 2004.

Н. А. Железнова


Теги:  джайнизм
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Железнова Н. А.