|
Произведения АюрведаАЮРВЕДА (санскр. āyus – принцип жизни и veda – знание, ведущее к совершенству) – традиционная система индийской медицины, наука и практика, где используются различные методы физического, ментального и духовного совершенствования, содержатся наставления о правильном образе жизни для поддержания физического и психического здоровья. Базис А. формирует философская система индийского дуализма санкхья, указывающая на два действующих в мире начала: пракрити (изначальная природа, материальная первопричина Вселенной) и пуруша (неподвижное мужское (духовное) начало, дух, чистое сознание). Аюрведическая доктрина в целом передается по цепи ученической преемственности. Покровителем и основоположником А. считается бог-лекарь Дханвантари, аватара бога Вишну. По другой версии, вдохновителем этой традиции был бог Брахма. Важнейший акцент ставится на то, что это знание должно быть использовано на благо всего человечества. Основные принципы аюрведического подхода к жизни записаны в трех важных текстах: «Чарака-самхита» (ок. 150 н.э.), «Сушрута-самхита» (ок. 350 н.э.) и «Аштанга-хридая-самхита» (IV в.). Эти три текста известны как «великая триада» (брихат трая), и именно они легли в основу древнеиндийской аюрведической медицины. Окончательное формирование аюрведического канона относится к 1000 н. э. Древние мастера А. указывали вероятные причины болезней: 1) наказание богов за совершенные греховные проступки; 2) одержимость злыми духами; 3) наведение порчи, сглаза. А. стремится найти баланс и гармонию между человеком и окружающим его миром. Основополагающий принцип здесь: профилактика важнее лечения. Фокус внимания А. направлен на изучение связи человека и различных миров – как физических, так и духовных. Целью аюрведической практики служит стремление достижения освобождения от всего того, что мешает жить гармоничной счастливой духовной жизнью. Ее идеал – здоровый, счастливый человек, исполняющий свой долг, дхарму. Здоровая жизнь понимается как добродетельная, она противоположна адхарме – поступкам, которые нарушают установленные богами космические законы. Адхарма, соответственно, приводит к дисгармонии, страданиям и болезням. Внимание А. направлено также на мир животных и мир растений. Ветеринария дала начало многим дополнительным отраслям знания, таким как: гава-аюрведа (лечение коров), ашва-аюрведа (лечение лошадей), гаджа-аюрведа (лечение слонов), а использование лекарственных трав определяется как врикша-аюрведа. В VIII-IX вв. Мадхавакара составил нормативный учебник А. - «Ругвинишчая» («Исследование болезней»). Выделяются восемь дисциплин аюрведического знания (Аштанга А.): 1) кая-чикитса, внутренняя медицина; 2) шалья-тантра, хирургия; 3) шалакья-тантра, лечение болезней глаз; 4) каумара-бхритья, педиатрия; 5) бхутавидья, психотерапия, работа с духами; 6) агада-тантра, токсикология; 7) расаяна-тантра, гериатрия; 8) ваджикарана-тантра, учение об афродизиаках. В ведийскую эпоху аюрведические основы работы с человеческим организмом опирались на магически-религиозные верования и практики. Со временем подобные формы врачевания, свойственные ранневедийскому периоду, исчезали, а им на смену приходили тщательно разработанные медицинские рекомендации. Будучи одной из древнейших медицинских систем, А. оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины. Труд «Аштанга-хридая-самхита» лег в основу трактата по тибетской медицине «Чжуд ши». В период расцвета Аббасидского халифата (750-800 гг.) на арабский язык переводились аюрведические тексты, например, «Сушрута-самхита», которым пользовался Ибн Сина при написании своего «Канона врачебной науки». Золотой век А. в Индии приходится на период расцвета буддизма (327 до н. э. — 750 н. э.). На Западе А. обрела популярность к середине XX в., в России – к концу XX в.. Одна из возможных причин возрождения интереса к аюрведе во всем мире заключается в поиске систем оздоровления тела и души, которая предполагала бы потребление как можно меньшего количества химических веществ с побочными эффектами. Аюрведа официально признана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которая одобряет и рекомендует ее национальным системам здравоохранения; это также предмет современного медицинского исследования. Лит.: Atharva Veda Samhita / Tr. W. D. Whitney. Delhi, 1993; Caraka-Samhita / Text with English translation, ed. & trans. P. Sharma. Varanasi, Delhi, 1983; Swami Sadashiva Tirtha. The Ayurveda Encyclopedia: Natural Secrets to Healing, Prevention, & Longevity. Bayville, 2007; Zysk K. G. Medicine in the Veda. Delhi, 1996.; Абу Рейхан Бируни. Индия / Пер. А. Халидова, Ю. Завадовского. М., 1995; Атхарваведа. Избранное / Пер. Т. Я. Елизаренковой. М., 1995; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000; Махабхарата, Рамаяна / Пер. с санскр. М., 1974; Неаполитанский С., Матвеев С. Энциклопедия аюрведы. СПб., 2009.
Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Матвеев С. А. |