|
Произведения Книга согласияКНИГА СОГЛАСИЯ (Liber Concordiae) — собрание вероисповедных документов, признанных общими для поместных лютеранских церквей. Впервые опубликована, после длительных согласований, в 1580 г. В ее состав входит несколько основополагающих для лютеранства текстов. Прежде всего, это три Вселенских Символа Веры, воспринятые лютеранством из наследия ранней христианской церкви — Апостольский, Никео-Константинопольский, Афанасьевский. Богодухновенность за ними не признается, но принадлежность к начальным временам христианства делает эти Символы Веры влиятельными наставлениями для лютеран. В принятой редакции «никейской догмы» лютеране сохранили католическую добавку «Filioque». Особое место в Книге Согласия занимает Аугсбургское исповедание веры. Этот документ, одобренный Лютером, составил Филипп Меланхтон для предъявления существа реформационной доктрины на заседании германского рейхстага в 1530 г., где проходили переговоры с католическими властями о признании протестантизма. Его первая часть — «Вера и доктрина» ― содержит 21 статью, излагающие основные пункты учения. Некоторые из них даны в редакции, созвучной католическим представлениям о Боге, таинствах, свободе воли. Другие же были сугубо лютеранскими, особенно — четвертая статья об оправдании верой, десятая статья с трактовкой святого причастия, двадцатая статья о добрых делах как исполнении воли Бога («лишь вера приносит благодать и прощение грехов»). Вторая часть — «Злоупотребления» ― в 7 статьях перечисляет позиции Римско-католической церкви, неприемлемые протестантами: отказ мирянам в чаше причастия, целибат, плата за отпущение грехов и ряд др. Во второй редакции Аугсбургского исповедания (1540 г.) Меланхтон уточнил некоторые формулировки. В частности, тезис о «действительном присутствии» Тела и Крови Христа в хлебе и вине был заменен понятием «истинного представления» Тела и Крови под видами хлеба и вина для участвующих в Вечере Господней. Противники Реформации выступили с «Опровержением» Аугсбургского исповедания, под влиянием которого император Карл V отклонил протестантское вероизложение. Тогда Меланхтон представил ответ в виде Апологии Аугсбургского исповедания веры. Это — официальный комментарий к основному тексту с контраргументами на возражения католических критиков. В редакции 1531 г. данный трактат также был включен в Книгу Согласия Подробное разъяснение лютеранского отношения к католической иерархии содержится в следующем, вошедшем в Книгу Согласия, трактате Меланхтона — «О власти и верховенстве папы» (1537). Этот труд стал приложением к другому документу Книги Согласия — Шмалькальденским артикулам (статьям) Лютера. Статьи были написаны в 1537 г. для обозначения позиций протестантизма на предполагавшемся соборе Римско-католической церкви. Здесь, в частности, оговаривалось различение протестантами функций духовной и светской сфер. Для первой отстаивалось право христианина на сопротивление любому диктату в делах веры. Во втором случае допускалось признание административных прав мирской власти. Краткое и развернутое изложение доктринальных принципов конфессии в Книге Согласия содержится в составленных Лютером Малом Катехизисе и Большом Катехизисе (1529). Структурно и то, и другое состоит из шести одноименных глав с разъяснением десяти заповедей Божьих, смысла веры, молитвы Господней, крещения, исповеди, причащения. Завершающим текстом сборника стала так называемая Формула Согласия. Ее появлению предшествовала ожесточенная полемика между различными группировками лютеранских теологов по ключевым темам доктрины: о покаянии, обращении, оправдании, добрых делах, предопределении. Разногласия, да еще и перед лицом сильного католического давления, грозили расколом. Поэтому ряд теологов из Вюртемберга и Саксонии, прежде всего Мартин Хемниц и Якоб Андреэ, составили несколько вариантов согласительных текстов. Из них на съезде теологов в Торгау (1576 г.) был выработан единый документ, положенный в основу окончательной редакции Формулы Согласия в 1577 г. Он состоит из двух частей. Первая — «Эпитоме» ― во введении и 12 статьях содержит краткое изложение пунктов, вызывающих расхождения, и предлагает их наиболее приемлемое толкование. Библия объявляется единственным источником христианского учения, Аугсбургское исповедание веры — правильным стандартом его изложения. Вторая часть — «Основательная декларация» ― рассматривает те же вопросы, но уже в четырехкратно увеличенном объеме. Среди важнейших положений Формулы Согласия — осуждение в седьмой статье идеи «духовного вкушения Христа» на Вечере Господней, принятие которой делало бы таинство причащения излишним. Отвергались также учения кальвинистов, анабаптистов, швенкфельдеров, антитринитариев. Дополнительная аргументация лютеранских изложений веры изложена во включенной в Книгу Согласия подборке ссылок на библейские тексты и авторитетные церковные писания, подтверждающие принятые формулировки. Не все лютеранские церкви приняли Книгу Согласия в полном объеме. Если Аугсбургское исповедание веры разделяется большинством лютеран, то Формула Согласия встречалась по-разному. В Дании и Норвегии она не получила официального признания. Некоторые немецкие государства также не присоединились к ее подписанию. В современном лютеранстве многие церковные объединения не придерживаются во всей строгости положений Книги Согласия. Однако и по сей день она считается самым полным сводом лютеранского вероучения.
Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |