КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

Эннеады

«ЭННЕАДЫ» — собр

«ЭННЕАДЫ» — собр. соч. основателя рим. неоплатонич. школы Плотина, подготовленное и изданное его учеником Порфирием. Входящие в собр. трактаты были написаны Плотином в зрелом возрасте, во время пребывания в Риме (50–60-е годы 3 в. до н.э.), когда его учение уже полностью оформилось. Непосредственным поводом для их написания послужили преим. беседы с учениками, осн вопросы, затрагиваемые в к-рых, им и записывались. Первоначально отдельные трактаты не имели даже собств. заглавий. Плотин никогда не перечитывал и не редактировал написанного им, не заботился об изяществе слога. Еготрактаты необычайно трудны для понимания, и в первую очередь из-за энигматического («энигма» в пер. означает «загадка») стиля изложения. При написании своих трактатов Плотин широко использовал труды Платона, Аристотеля и других философов, а также Гомера и Гесиода, и в меньшей степени — Феогнида, Пиндара, Фукидида, Вергилия и ряда др. антич. авторов.

Порфирий подверг тексты Плотина ред. обработке, разделил их по тематике на шесть групп по девять трактатов в каждой, откуда и появилось назв. сб. («Эннеады» в пер. означает «Девятки»), снабдил каждый трактат собств. заголовком и объединил эннеады в три примерно равных по размерам тома (т. IEnn. I–III; т. II— Enn. IV, V; т. III — Enn. VI). В указанном виде сборник существует по сей день. Такое разделение по тематике не во всех случаях удачно, поскольку нек-рые трактаты, составляющие единую логич. последовательность, оказались в разных частях сб. Впрочем, благодаря этому была достигнута нек-рая систематичность в изложении учения Плотина, отсутствовавшая у самого автора.

Трактаты сб. расположены в порядке, в осн. соответствующем шести важнейшим понятиям философии Плотина. первая эннеада посвящена этике и филос. жизни, а также чисто эстетич. вопросам, вторая — материальному миру, третья — природе в антич. смысле этого слова, четвертая — душе, пятая — Уму, шестая — Единому. Такая последовательность вполне созвучна учению Плотина о восхождении философа от случайности и неустроенности чувств. мира к упорядоченности мира умопостигаемого и от него — к изначальному Единому, началу и цели всего.

Соч. Рус. пер. отдельных трактатов: Enn. V, VI — Избранные трактаты //Вера и разум. 1898. № 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899 № 2, 6, 11–15; 1900 № 18–21 (пер. с нем. яз.).

Лит.: Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927 (различные фрагменты); Он же. Диалектика числа у Плотина. М., 1928; Античные мыслители об искусстве. М., 1938. С. 244–253; История эстетики. М., 1963. Т. 1. С. 224–235; Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 538–554; Историко-философский ежегодник. М., 1989. С. 161–178.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Степанов С.