|
Произведения Гуань Инь-цзыГУАНЬ ИНЬ-ЦЗЫ ("Мудрец Инь с заставы") – даосский трактат, другое название – "Ушан мяо дао вэнь ши чжэнь цзин" ("Истинный Канон начала письмен высочайшего и чудесного Дао"). Приписывается Инь Си – полулегендарному древнему мудрецу, современнику Лао-цзы (6 в. до н.э.?). Однако следы буддийского влияния, терминология и особенности языка ГИЦ свидетельствуют о его средневековом происхождении, предположительно около 8 в., когда он был якобы обнаружен даосом Тянь Тунсю в стене дома, будто бы принадлежавшего Инь Си. Возможно, ГИЦ написан еще позднее в 10 или 11 в., поскольку впервые он цитируется только в стихах поэта Хуан Тинцзяня, жившего в 1045-1105 гг. Трактат состоит из девяти глав. В центре его – понятие Дао, которое характеризуется как трансцендентальное условие речи и мышления, недоступное, однако, ни вербализации, ни интеллекту. Дао – безусловное основание всего сущего, его порождающий принцип и детерминирующее начало, уподобляемое горшечнику, делающему кувшины; вместе с тем Дао имманентно миру. В отличие от ранних даосских памятников ГИЦ определяет Дао как "единую вещь" (и у), относительно которой не существуют какие-либо единичные сущности или индивиды (в "я" нет "я", в Дао нет "я"). Цикличность Дао выражена В ГИЦ образом замкнутого водоема. Дао уподобляется также морю, вмещающему в себя все воды, но тем не менее не переполняющемуся. На учении ГИЦ сказалось влияние буддийской школы виджнянавада (йогачара), утверждающая, что все существует только в сознании. В трактате утверждается, что Дао "своей мыслью" творит (сы чэн) мир также, как спящий порождает образы сновидений. На содержание ГИЦ повлияла также и отрицательная диалектика буддийской школы мадхьямика, использующаяся в тексте для доказательства несуществования какой-либо самосущей единичности, что приводит к утверждению идеи всеобщей обусловленности, взаимосвязи и относительности всех явлений при реальности только целого. Утверждает ГИЦ и приоритет субъекта перед объектом, хотя Дао, будучи абсолютным субъектом является также и абсолютным объектом. В ГИЦ заметны нехарактерные для китайской мысли в целом креационизма (Дао творит вещи подобно тому, как горшечник делает кувшины). Хотя ГИЦ представляет собой чрезвычайно оригинальный и сложный религиозно-философский текст, позднее его появление (когда даосская мысль уже полностью сложилась), сильное буддийское влияние и значительное своеобразие привели к тому, что он остался на периферии даосского учения, не оказав серьезного влияния на его развитие. Некоторые образы ГИЦ (например, рыба вечно плавающая по круглому бассейну как метафора бесконечности циклического Дао) использовались в китайской классической поэзии начиная с эпохи Сун (960-1279 гг.). Литература: Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993. С. 223-241; Wieger L. History of the Religious Beliefs and Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien, 1927. Pp. 570-573.
Теги: философия и религии Китая Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Торчинов Е. А. |