КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

Дао Цзан

Дао Цзан (Даосский Канон, досл

Дао Цзан (Даосский Канон, досл. Сокровищница Дао) – свод всей даосской литературы, полное собрание даосских сочинений, аналогичное буддийскому Канону (см. Трипитака). Первая попытка описать все существовавшие в его время даосские тексты принадлежала Гэ Хуну, который в 19-й главе Баопу-цзы перечислил более 250 даосских сочинений в разных жанрах. Но собственно ДЦ появился позднее трудами линбаоского даоса Лу Сюцзина (406-477 гг.), который не только собрал все известные ему даосские тексты, но и классифицировал их, разделив на так называемые Три Грота, или Три Вместилища: Вместилище Истинного (Дун чжэнь), Вместилище Сокровенного (Дун сюань) и Вместилище Божественного (Дун шэнь). Каждый из этих трех разделов он разбил на 12 рубрик: Основные письмена, Духовные амулеты, Нефритовые наставления, Одухотворенные чертежи, Генеалогии и описания, Заповеди и предписания, Правила этикета, Практические методы, Искусства и технические приемы, Сказания и предания, Оды и гимны и Доклады и петиции.

 Согласно даосскому учению, Трем Вместилищам соответствуют Три Первоначала (сань юань), тайна которых была открыта самим Лао-цзюнем (обожествленным Лао-цзы) еще Чжан Даолину (2 в.). Это пневмы (ци) Трех Первонебес (небеса Нефритовой, Высшей и Божественной Чистоты) с управляющими ими божествами – как бы три уровня, или три состояния самораскрытия бытия.

 В историческом аспекте первоначальным ядром Трех Вместилищ была литература трех основных направлений даосизма южного Китая 4-5 вв.: Шанцин (Маошань), Линбао и Письмен Трех Августейших.

 Главную роль в процессе формирования ДЦ сыграло возникшее и окрепшее у адептов различных автохтонных религиозных течений осознание единства друг с другом и их самоопределение в качестве представителей единой традиции – даосизма. До этого времени различные направления даосизма существовали вполне обособлено и отнюдь не стремились к какому-либо объединению или к составлению единого общего свода своей литературы. Лишь перед лицом распространявшегося и укреплявшегося в Китае иноземного учения – буддизма – у даосов появилось стремление к консолидации и к осознанию себя как представителей одной и той же религии. В это время и появился Лу Сю-цзин, создавший ДЦ по образцу буддийского Канона – Трипитаки, в китайское название которой также входит слово «цзан» -- «сокровищница» (Сань цзан или Да цзан цзин). Буддийскими соответствиями «вместилищам» Лу Сюцзина служат однако не разделы Трипитаки (виная – монашеская дисциплина, сутры – проповеди Будды и абхидхарма – философия), а так называемые Три Колесницы (сань чэн; сань шэн) – низшая (Колесница учеников—шраваков), средняя (Колесница будд-для-себя—пратека-будд) и высшая (Колесница бодхисаттв, то есть святых, давших обет спасать все живые существа). В ДЦ также первое Вместилище считается высшим, а последнее – низшим.

 Привилегированное положение маошаньских (а не линбаоских!) текстов в ДЦ можно объяснить важной ролью, сыгранной этой школой в процессе синтеза ею различных даосских направлений (учения Небесных наставников и оккультно-алхимического даосизма), так и аристократическим происхождением ее лидеров. Однако не исключено, что в маошаньских кругах еще до Лу Сюцзина существовал неизвестный нам вариант Канона, что и обеспечило первенствующую позицию текстам этого направления в более позднем варианте ДЦ. Однако следует оговорится, что с учениями названных направлений связано только раннее ядро ДЦ. Более поздние тексты зачастую трудно связать с этими школами.

 В 6 в. к Трем Вместилищам были добавлены еще четыре Приложения – по одному к каждому Вместилищу и одно общее для всего ДЦ (это Раздел Истинного Единства – чжэн и бу, содержащий литературу школы Пути Небесных Наставников как наиболее древней и почтенной). Остальные три – это Раздел Великого Сокровенного (тай сюань бу), содержащий «Дао-Дэ цзин» с комментариями, Раздел Великого Равновесия (тай пин бу), содержащий Тай пин цзин (Канон Великого Равновесия) и сопутствующую ему литературу и Раздел Великой Чистоты (тай цин бу), включающий в себя различные оккультно-алхимические тексты (сюда входит и Баопу-цзы Гэ Хуна). Так ДЦ обрел свою окончательную семичастную структуру (три Вместилища и четыре Приложения).

 Позднее в течение столетий состав ДЦ неоднократно менялся, а иногда все его немногочисленные экземпляры гибли в исторических катаклизмах (так, ДЦ почти полностью был уничтожены во время смуты последних десятилетий правления династии Тан (с конца 9 в.) и последующего периода, предшествовавшего воцарению династии Сун – 960 г.). При этой династии был составлен новый вариант ДЦ (в 1012-1019 гг.), широко распространившийся по храмам и монастырям, а ученый Чжан Цзюньфан составил компендиум сунского ДЦ – антологию «Семь грамот из облачного книгохранилища» (Юнь цзи ци цянь), являющуюся очень ценным источником для изучения даосизма.

 При правившей на севере чжурчжэньской (чжурчжэни – предки маньчжуров) династии Цзинь ДЦ был впервые отпечатан с досок ксилографическим способом (1191г.). Однако при следующей, монгольской династии Юань (1279-1368 гг.) ДЦ снова сильно пострадал и поэтому изгнавшая из Китая монголов национальная династия Мин (1368-1644 гг.) предприняла новую попытку воссоздания «Сокровищницы Дао». В результате этого в 1447-1449 году появился так называемый Чжэн-тун ДЦ (Чжэн-тун – обозначение годов правления минского императора Ин-цзуна). В 1607 г. комиссия под руководством 50-го Небесного Наставника Чжан Госяна добавила в этот вариант ДЦ еще 56 сочинений, после чего ДЦ приобрел свой окончательный и современный вид, не претерпев больше никаких изменений. В него входит 1488 произведений объемом в 5486 цзюаней («свитков», условная старокитайская мера объема текста) и 512 томов (папок). Больше ДЦ уже не пополнялся.

 Во время восстания ихэтуаней (антииностранное и антиколониальное движение) в 1900 г. сгорели доски, с которых печатался ДЦ, в результате чего в Китае (и мире) остался только один полный вариант Канона, хранившийся в монастыре Байюнь-гуань в Пекине. Его утрата привела бы к невосполнимым потерям целого пласта китайской культуры. Однако в 1923-1926 гг. по инициативе известных китайских деятелей науки и культуры (ученые и политики Кан Ю-вэй и Лян Ци-чао, экс-президент Китайской Республики Сюй Ши-чан и др.) этот экземпляр ДЦ был размножен большим тиражом фототипическим способом, а позднее предпринимались и другие издания Канона.

 В настоящее время помимо байюнь-гуаньского полного экземпляра ДЦ известно и несколько почти полных старых изданий. Один из таких уникальных экземпляров Канона хранится в Москве, в Российской Государственной библиотеке (б. Библиотека им. Ленина).

 С созданием ДЦ в 5-6 вв. даосизм фактически обрел относительное единство в рамках многообразия своих традиций, и это единство основывалось на единстве скриптуральной, письменной, базы даосского учения, т.е., на ДЦ.

 Литература.

Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993 (2-е изд.: СПб., 1998). С. 179-188 (277-288); Флуг К.К. Очерк истории Даосского канона (Дао цзан'а) // Известия АН СССР. Отд. Гуманитарных наук. М., 1930; Ofuchi Ninji. The Formation of the Taoist Canon // Facets of Taoism. New Haven – L., 1979.

 


Теги:  философия и религии Китая
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Торчинов Е. А.