КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

Инь фу цзин

Инь фу цзин (Канон Единения Сокрытого) – один из наиболее важных религиозно-философских текстов средневекового даосизма

Инь фу цзин (Канон Единения Сокрытого) – один из наиболее важных религиозно-философских текстов средневекового даосизма. Считался в средневековом даосизме не менее авторитетным, чем Дао-Дэ цзин. ИФЦ оказал также влияние на формирование неоконфуцианства. Один из его основоположников Чжу Си (12 в.), не только высоко оценил ИФЦ, но и прокомментировал его. По традиции авторство приписывается мифическому Хуан-ди (Желтый Император), "основателю" китайской цивилизации. Автором заключительной части трактата и первым его комментатором считается легендарный полководец и мудрец Цзян Тай-гун (12 в. до н.э.). Первое упоминание об ИФЦ содержится в "Исторических записках" (Ши цзи) историка Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.). Согласно ему, изучение ИФЦ позволило древнему дипломату Су Циню обрести высшую государственную мудрость. Современный текст был якобы найден в горной пещере (где его будто бы спрятал в 5 в. реформатор даосизма Коу Цяньчжи) даосом Ли Цюанем (8 в.), написавшим комментарий к нему. Не исключено, что Ли Цюань и является автором ИФЦ.

Основное содержание этого небольшого по содержанию текста (ок. 400 иероглифов), разделенного на три части, посвящено учению о единстве мира, в котором все сущее взаимосвязано и каждая вещь существует за счет всего целого, как бы "обкрадывая" его. Так, пять первоэлементов (у син) называются в тексте "пятью ворами" (у цзэй). Мудрец, постигая взаимозависимости всего сущего и используя ее в своих целях, обретает совершенство и бессмертие. Данная установка позволяет рассматривать ИФЦ как трактат по методологии даосской алхимии и других видов даосской религиозной практики. Некоторые фрагменты ИФЦ содержат военную лексику, что делает его внешне похожим на сочинения по стратегии, однако эта терминология применена для обоснования и описания даосской практики. В собрании даосских текстов Дао Цзан (см.) помимо самого ИФЦ содержится около 20 комментариев к нему, большая часть которых относится к 10 - началу 12 вв.

ЛИТЕРАТУРА

Маракуев А.В. Инь-фу-цзин – страничка истории китайской философии // Ученые записки Томского педагогического института. Т.3. Томск, 1946; Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993 (2-е изд.: СПб., 1998). С. 221-233 (331-346).

 


Теги:  философия и религии Китая
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Торчинов Е. А.