КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

Ле-цзы

"ЛЕ-ЦЗЫ" Даос

"ЛЕ-ЦЗЫ" Даос. трактат (см. Даосизм) из восьми пяней (глав), припи­сываемый Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. до н.э.?). Впервые упоминается Лю Синем (1 в. до н.э.— 1 в. н.э.). Был утерян во время за­воевания севера Китая племенами сюнну в нач. 4 в., в том же столетии восстановлен по памяти, а частично дописан мыслителем школы сюань сюэ Чжан Чжанем — первым и наиболее авторитетным комментатором "Л.-ц.". О неаутентичности совр. текста свидетельствуют особенности языка памят­ника и определенное влияние буддизма. С 8 в. "Л.-ц." именуется также "Чун сюй чжэнь цзин" ("Истинная канонич. книга прорыва в пустоту"). Является эклектич. филос. соч., в основном выдержанным в духе ранней даос. мысли. Особенно велико влияние "Чжуан-цзы", целые фрагменты и сюжеты к-рого включены в "Л.-ц.". Как и "Чжуан-цзы", "Л.-ц." содержит много притч и легенд. Определенное воздействие на учение "Л.-ц." оказали религ. даос. представления о "святых-бессмертных" (шэнь сянь), политически ориентированная ханьская школа даосизма (Хуан[-ди]— Лао[-цзы] учение), а также философия сюань сюэ.

В трактате излагаются положения даос. натурфилософии и космологии, в части, учение о постепенном развертывании единого первоначала — "Великих перемен" (тай и) в мир "тьмы вещей" (вань у). В гл. 7 представлены взгляды философа Ян Чжу (4 в. до н.э.): единств, ценностью для че­ловека является его собств. материальное благополучие и процветание, тогда как сле­дование иным этич. нормам означает лишь стремление приукрасить себя в глазах др. людей. Однако встречающиеся в этой части текста анахронизмы, напр. беседа между Гуань Чжуном (7 в. до н.э.) и Янь-цзы (Янь Ин, 6—5 вв. до н.э.), определенные несовпадения во взглядах, атрибутируемых Ян Чжу в "Л.-ц." и в аутентичных ранних текстах ("Мэн-цзы", "Чжуан-цзы"), позво­ляют предположить, что данная глава яв­ляется позднейшей интерполяцией.

В "Л.-ц." нашли отражение и даос. утопич. идеи (см. "Дао дэ цзин", "Тай пин цзин"}. Текст трактата неоднократно переводился на свроп. языки.

Ле-цзы чжу (Л.-ц. с коммент.)// ЧЦЦЧ. Т. 3. Шанхай, 1954; Атеисты, материалисты, диалекти­ки древнего Китая. Пер., вступ. статья и коммент. Л.Д. Позднеевой. М., 1967; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 212—24; Шуцкий Ю.К. Осн. проблемы к истории текста Л.-ц. // Записки колле­гии востоковедов. 1928. Вып. 2; Graham A.C. The Date and Composition of Liehtzu // Asia Major. 1961. Vol. 8. N82.

E.A. Торчинов


Теги:  философия и религии Китая
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Торчинов Е. А.