|
Произведения Тай пин цзинТай пин цзин (Канон Великого Равновесия) – один из важнейших даосских текстов, формирование которого относится к первым векам н.э. В Дао Цзане (см.) представлены две его версии – в 170 главах (сохранилось 57) и ее резюме, т.н. чао в десяти главах, пронумерованных циклическими знаками десятеричного набора. Обнаруженная в Дуньхуане (провинция Ганьсу, 1910 г.) рукопись ТПЦ с полным оглавлением удостоверяет тождественность современного текста с текстом конца 6 в., тогда как чао составлено Люйцю Фанъюанем в 9 в. Самая ранняя из не дошедших до нас версий ТПЦ носила название Тянь гуань ли бао юань ТПЦ ("Дарованный небесным чиновником, основанный на календаре и объемлющий изначальное Канон Великого Равновесия"). Трактат был преподнесен ханьскому императору Чэн-ди в 27 г. до н.э. При императоре Шунь-ди (126-145) двору был преподнесен трактат Тай пин цин лин шу ("Канон чистого правления Великого Равновесия"), принадлежащий даосу Юй Цзи (Гань Цзи). Видимо, учение, изложенное в этом тексте, легло в основу идеологии восстания Желтых повязок (184 г.). Согласно докладу сановника Сян Кая, в трактате говорилось о необходимости почитания Неба и Земли, приведение жизни в соответствии с ритмом пяти первоэлементов (у син) и содержались наставления по достижению процветания государства. Даосской традиции известен также "Канон о вмещающем пределе Великого Равновесия" ("Тай пин дун цзи цзин"), который был будто бы вручен божественным Лао-цзы (Лао-цзюнем) основателю школы "Пути Истинного Единства" (чжэн и дао) первому "Небесному Наставнику" Чжан Даолину (2 в.). Все эти тексты в той или иной степени легли в основание ТПЦ, появившегося в конце 6 в. Его идеалом является установление на земле царства Великого Благоденствия, или Великого равновесия (Тай пин), понимаемого как общество абсолютной гармонии , базирующейся на имитации гармонии космоса, уравнительном распределении, свободном обращении продуктов производства и равновесии всех интересов и потребностей. Согласно ТПЦ, этот идеал был реализован в совершенной древности (шан гу), но позже был утрачен. Несмотря на сильную эгалитарную тенденцию, учение ТПЦ предполагает абсолютную власть сакрализованного монарха и довольно жесткую социальную иерархию, источником которой считается иерархия природных сил. Восстановление древних порядков возможно благодаря откровению "Небесного Наставника" – божественного существа. Значительное место отводится рассуждениям о методах обретения долголетия и бессмертия, учение о котором, как и вся идеология ТПЦ, основано на представлениях о мировой гармонии и свободной циркуляции потоков энергетической первосубстанции – изначальной пневмы (юань ци). В целом философия ТПЦ имеет натуралистический и холистический характер. Вместе с тем тип религиозности, представленный в трактате, сохраняет многие черты архаических верований (в особенности магии). Пророческо-мессианские элементы идеологии ТПЦ свидетельствуют о ее связи с традицией ханьских (конец 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.) апокрифов (чань вэй). Трактат оказал значительное воздействие на развитие даосской утопической мысли, на идеологию крестьянских движений вплоть до тайпинов (19 в.). Определенное влияние утопических идей ТПЦ прослеживается во взглядах китайских либеральных реформаторов конца 19 – начала 20 вв. (Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун). ЛИТЕРАТУРА ТПЦ. Каноническая книга Великого благоденствия (фрагмент). Пер. С.Ф. Лейкина и Е.А. Торчинова // Народы Азии и Африки, 1989, № 5; ТПЦ (фрагмент). Вступ. ст. и перев. Е.П. Синицына // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Лейкин С.Ф. Идеал "Тай пин цзина" ("Канонической книги Великого благоденствия"): гармония космического и социального // Литература и культура народов Востока. М., 1989; Kaltenmark M. The Ideology of the T'ai-p'ing ching // Facets of Taoism. New Haven – L., 1979.
Теги: философия и религии Китая Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Торчинов Е. А. |