|
Произведения Гиппократовский корпусГИППОКРАТОВСКИЙ КОРПУС Лат. Corpus Hippocraticum. Фигура знаменитого греческого врача Гиппократа (ок. 460–370 гг. до н.э.) вызвала к жизни не только апокрифические легенды, но и коллекцию ранних медицинских трактатов, известную как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство из 60 или 62 сочинений ГК было составлено между 430 и 330 гг. до н.э. Эти труды были собранны под именем Гиппократа в эллинистическое время, в середине III в. до н.э., в Александрии, уже тогда признанном центре образования. Ученые врачи, работавшие в александрийском Мусейоне над трактатами в качестве комментаторов, были обеспокоены неоднородностью стиля и противоречивым содержанием, и поэтому заимствовали методы критики Гомера у своих коллег-филологов. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго, возможно, 109 лет и, следовательно, написал одни сочинения, будучи молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семь Гиппократов, членов того же семейства, писавших на протяжении нескольких поколений. Считалось, что "лучшие" сочинения были созданы рукой "Большого Гиппократа, отца медицины". Так, врач Гален (ок. 129–210 гг. н.э.), практиковавший в Риме, полагал, например, что сам Гиппократ написал книги 1-ю и 3-ю "Эпидемий". Длинный ряд комментаторов Гиппократа начинается с прославленного александрийского врача Герофила (III в. до н.э.). Далее над сочинениями Корпуса работали его ученики — Бакхий из Танагры и Филин с острова Кос. Зевксис и Гераклид из Тарента, по утверждению Галена, единственные из комментаторов, охватившие все сочинения Корпуса. Однако, от их трудов сохранились разве что незначительные фрагменты. В I в. до н.э. врач Аполлоний из Киттия составил небольшой (сохранившийся) комментарий на трактат "О вправлении суставов" ГК. Подлинный же расцвет "гиппократоведения" начинается с лексикографа Эроциана, жившего при Нероне (54–68 гг. н.э.). Эроциан составил нечто вроде каталога, где перечислил сочинения, приписываемые Гиппократу, положив тем самым начало феномену ГК. Для Эроциана, одного из образованнейших людей своего времени, Гиппократ был столь же ценным классическим автором, как Гомер, Демокрит, Геродот, Фукидид. Изучение Гиппократа предписывалось вообще всем интеллектуалам, но, разумеется, прежде всего врачам. После Эроциана Артемидор, живший при Адриане (117–138 гг. н.э.), предпринял полное издание Гиппократа, которое высоко оценили и сам император, известный эллинофил, и Гален. Диоскорид и Капитон подготовили еще одно издание Гиппократа, по мнению Галена, довольно слабое. Руф Эфесский создал первый комментарий на базе воззрений эмпирической медицинской школы. Вслед за ним Сабин выступил не менее образцовым комментатором. На первом месте в ряду толкователей и исследователей Гиппократа стоит Гален из Пергама. В процессе обучения Гален ознакомился с основными медицинскими школами: догматиков, методиков, эмпириков, пневматиков. Ни одно из направлений его не устроило. Отсюда — его неприязнь к конкретной доктрине и движение в сторону медицинской эклектики. Идеалом для Галена в этом смысле выступает только Гиппократ. Сохранились сочинения Галена "Об элементах по Гиппократу" в 2-х книгах и "О мнениях Гиппократа и Платона" в 9-и книгах. Кроме этого до нашего времени дошли комментарии к 11 сочинениям ГК. ГК состоит из следующих сочинений, традиционно распределяемых по разделам. Этика и деонтология: "Клятва" (Jusjurandum), "Закон" (Lex), "О враче" (De medico ), "О благоприличном поведении" (De habitu decenti), "Наставления" (Praecepta). Общая медицина: "Об искусстве" (De arte), "О древней медицине" (De prisca medicina). Теория медицины. Анатомия. Физиология. Патология: "Об анатомии" (De anatomia), "О сердце" (De corde), "О мясе" (De carne), "О железах" (De glandulis), "О природе костей" (De natura ossium), "О природе человека" (De natura hominis), "О семени" (De semine), "О природе ребенка" (De natura pueri), "О болезнях. Кн. 4" (De morbis. IV), "О пище" (De alimento), "О соках" (De humoribus), "О ветрах" (De flatibus), "О кризисах" (De crisibus), "О критических днях" (De diebus criticis), "О седьмерицах" (De hebdomadibus), "О воздухе, водах и местностях" (De aere, aquis et locis). Диететика: "О диете 1–3 (De diaeta I–III), "О диете (кн. 4), или о сновидениях" (De somniis). Прогностика: "Прогностика" (Prognosticum), "Косские прогнозы" (Praenotiones Coacae), "Предсказания 1–2" (Prorrheticum. I–II). Частная патология и терапия: "Эпидемии 1–7" (Epidemiorum libri VII), "О диете при острых болезнях. Кн. 1" (De victu in acutis. I), "О диете при острых болезнях. Кн. 2" (Appendix), "О страданиях" (De afectionibus), "О болезнях. Кн. 1–3" (De morbis. I–III), "О внутренних страданиях" (De affectionibus internis), "О священной болезни" (De morbo sacro), "О местах в человеке" (De locis in homine), "Об употреблении жидкостей" (De liquidorum usu). Хирургия: "О врачебном кабинете" (De officina medici), "О переломах" (De fracturis), "О вправлении суставов" (De articulis), "Книга о рычаге" (Vectiarius), "О ранах головы" (De capitis vulneribus), "О ранах и язвах" (De vulneribus et ulceribus), "О геморроидах" (De haemorroidibus), "О фистулах" (De fistulis). Глазные болезни: "О зрении" (De visu). Акушерство и гинекология: "О болезнях девушек" (De his, quae ad virgines spectant), "О природе женщины" (De natura muliebri), "О женских болезнях. Кн. 1, 2" (De morbis mulierum. I, II), "О бесплодии" (De syerilitate), "О сверхоплодотворении" (De superfoetatione), "О семимесячном плоде" (De septimestri partu), "О восьмимесячном плоде" (De octimestri partu), "Об эмбриотомии" (De embryonis excisione). Детские болезни: "О прорезывании зубов" (De dentione). Резюме ко всем разделам: "Афоризмы" (Aphorismi). Биографические легенды: "Письма. № 1–24" (Epistulae), "Декрет афинян" (Decretum Atheniensium), "Речь при жертвеннике" (Epibomius), "Речь Фессала о посольстве к афинянам" (De legatione). Этические сочинения ГК справедливо составляют "золотой фонд" профессиональной морали. Первой в истории медицины врачебной присягой считается знаменитая "Клятва". И первые же ее строки обнаруживают глубокую связь с религией. Врачевание, представленное в ГК, относится к рациональному знанию. Но этические воззрения греческих врачей отличались глубоким смирением и искренним сознанием ограниченности этого знания. Религиозные основы врачебной морали подчеркивается и в других сочинениях, например, в трактате "О благоприличном поведении" (7): "...Медицина расположена почтительно относиться к богам. Врачи склоняются перед богами, ибо в медицине нет чрезвычайного могущества". Глубокая вера обусловила в Клятве строгий запрет на любое действие, угрожающее жизни человека. Та же глубокая вера позволяет правильно оценить многократно декларируемый принцип невмешательства, когда в ряде сочинений Гиппократовского корпуса врачу предлагалось не начинать лечения в безнадежных случаях. Известно, что параллельно с научной медициной в Греции существовало храмовое врачевание с центрами в асклепейонах — святилищах бога Асклепия. Подразумевалось, что в тяжелых случаях, при бессилии рационального знания, оставалась последняя надежда на богов. "…Немного… различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей…" (О благоприличном поведении, 5). Нормы гиппократовской медицины рекомендовали в ряде случаев сдержанность и даже отказ от вознаграждения, если речь шла о малообеспеченных пациентах. Гален, в полном соответствии с этими нормами, никогда не требовал гонорар, но и не отказывался от него, если предлагали. Принимать "почетный дар" после успешной терапии было нормальным явлением, вполне отвечающим духу "Наставлений" ГК: "Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении.., ты... наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему... Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности" (4). Греческое неписанное право не сохранило особого понятия для этики, точнее, этикета: более всего здесь подходит слово со значением “благопристойность, благовоспитанность” и т.д. Таким образом, античная этика вбирала в себя больший круг понятий, нежели современная. Обязанности врача заключались в следующем: — не снабжать никого смертельными ядами; — не предоставлять абортивные средства; — не вступать в полемику с родственниками больного; — хранить в тайне сведения о больном, не подлежащие разглашению; — не заниматься самовосхвалением; — обращаться к коллегам в трудных случаях; — быть умеренным в плате за услуги, при необходимости предоставлять таковые безвозмездно; — быть чистым и порядочным в личной жизни, т. е. быть философом в высоком смысле слова; — соблюдать опрятность в одежде, не употреблять благовоний и вина при пациенте. Таким образом, этот свод правил порядочности, созданный во врачебной среде, вполне мог служить этическим руководством для всякого свободного гражданина эпохи культурного расцвета Греции. Лит.: Ковнер С. Г. История древней медицины. Киев, 1883. Вып. 2: Гиппократ; Heidel W. A. Hippocratic Medicine: Its Spirit and Method. New York, 1941; Edelstein L. Ancient Medicine : Selected papers of L. Edelstein / Ed. By O. Temkin and C. L. Temkin. Baltimore, 1967; Lloyd G. E. R. The Hippocratic question // Classical Quarterly. 1975. V. 25. P. 171–192; Smith W. D. The Hippocratic Tradition. Ithaca; London, 1979; Temkin O. Hippocrates in a World of Pagans and Christians. Baltimore; London, 1991 С. Ю. Трохачев Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Трохачёв С. Ю. |