КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

Леонтиевский корпус

Леонтиевский корпус или Corpus Leontianum сборник текстов, объединенных<#whitespace />(1) личным именем автора — «Леонтий» и (2) временем создания: не раньше второй четверти VI в., периода оформления двух ветвей монофизитства — севирианства и юлианизма.

Л.к. Corpus Leontianum дошел в 12 рукописях XXVIII вв. Он содержит следующие сочинения: 1) «Толкования на книгу Феодора, боголюбивого аввы и мудрейшего философа, постигавшего Божественные и внешние писания», или «О сектах» (De sectis); 2) «Три книги против несториан и евтихиан» (Contra Nestorianos et Eutychianos); 3) «Против тех, что говорят о двух ипостасях Христа, но не исповедует в Нем единого сложения», или «Против несториан» (Contra Nestorianos); 4) «Вопросы к тем, что утверждают, что Господь наш Иисус Христос есть единая сложная природа, а также свидетельства святых и разбор их веры», или «Против монофизитов» (Contra Monophysitas); 5) «Тридцать глав против Севира» (Capita Triginta contra Severum); 6) «Опровержение силлогизмов Севира» (Solutio argumentorum a Severe objectorum); 7) «Против тех, что предлагают нам некие сочинения Аполлинария, ложно подписанные именами святых отцов», или «Против аполлинаристских подлогов» (Adversus fraudes Apollinaristarum); 8) «Проповедь на преполовение Пятидесятницы, на слепорожденного и на слова: “Не судите по наружности” (Ин. 7, 24)»; 9) «Проповедь на Святую Пятницу Великой Седмицы, на страдание Господа, и на Иова»; 10) Пять фрагментов; 11) «Сборник о священных предметах» (Collectanea de rebus sacris). Рукописная традиция приписывает Леонтию также авторство (12) «Флорилегия о тленном и нетленном» (Florilegium de corruptibili et incorruptibili).

Еще в XIX веке было установлено, что Л.к. включает в себя сочинения нескольких авторов. Никогда не подверглось сомнению, что «Против несториан и евтихиан», «Тридцать глав против Севира» и «Опровержение силлогизмов Севира» написал один человек, которого условно, следуя палеографическим данным, называют Леонтием Византийским. «Против несториан» и «Против монофизитов» рукописная традиция приписывала другому автору — Леонтию Иерусалимскому. Научный консенсус на данный момент следует традиционной точке зрения. Дискутируемой остается принадлежность Леонтию Византийскому трактатов «О сектах» и «Против аполлинаристских подлогов». Он не является автором Проповедей (они принадлежат Леонтию, пресвитеру Константинопольскому, от которого сохранились и другие гомилетические произведения), «Сборника о священных предметах» (компиляция VII века) и «Флорилегия о тленном и нетленном».

Ядро Л.к. составляют трактаты, которые при всех различиях в терминологии и концептуальном аппарате объединяет одно: попытка артикулировать учение Халкидонского собора с богословской ситуации VI века, с учетом всех аргументов противников (разнообразных ветвей монофизитства и, в меньшей степени, несторианства).

Издание: PG 86a, 11861768, PG 86b, 17692016; Daley В. Е. Leontius of Byzantium: A Critical Edition of his Works, with Prolegomena (Ph.D. diss.). Oxford, 1978.

Лит-ра: Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schiftsteller der griechische Kirche. Leipzig, 1887; Richard M. Léonce de Jérusalem et Leontius de Byzance // Mélanges de science religieuse. 1, 1944. Pр. 3588; Evans D. Leontius of Byzantium: Аn Origenist Christology. Washington, 1970; Krausmuller D. Leontius of Jerusalem, a theologian of the 7th century // The Journal of Theological Studies 52, 2001. PР. 637657; Esbroeck, van M. La date et ľauteur du De sectis attribué à Léonce de Byzance // After Chalcedon. Studies in theology and church history. Leuven, 1985. (Orientalia lovaniensia analecta 18). Pр. 415424.


Теги:  христианство, Византия, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Щукин Т. А.