|
Школы, течения сенсуализмСенсуализм (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому ощущение является главной формой познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. Термин сенсуализм во всеобщее употребление ввёл В. Кузен (1792-1867), который в своей «Общей истории философии» противополагает С. идеализму и обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина С. не удержалось. С. принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. С. отрицает врожденные идеи, т.е. признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все своё содержимое получает из ощущений («Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu»), a ощущение — из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом заключается и сходство, и различие С. с материализмом: оба направления утверждают, что источник всего нашего познания — внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего сенсуализм не признает. В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистический и идеалистический С. Материалистический С. усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств — отражение этого мира. Идеалистический С. видит в чувственной деятельности самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувства сообщают людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система материалистического С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определённых условиях, был разработан стоицизмом, к которому восходит классическая формула С.: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах. Особое развитие сенсуалистическая философия получает в XVII-XVIII вв. Видными представителями материалистического С. в XVII в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк. Идеи последнего оказали значительное влияние на философию Просвещения. Представителями материалистического С. были французские материалисты XVIII в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Они связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром как их источником. Материалистический сенсуализм Л. Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца XVIII в — начала XIX вв., утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что чувственность составляет только исходный пункт познания, сложный процесс которого с необходимостью включает в себя деятельность разума. Лит.: Новейший философский словарь. М., 2003. Теги: философия эпохи Просвещения Дисциплина: Философия Авторы: Алташина В. Д. |