КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

янсенизм

Янсенизм (лат. Iansenismus) — теологическое движение в католической церкви, названное по имени нидерландского теолога Корнелиуса Янсения (1585- 1638). Я. Подчеркивал греховность природы человека, утверждая возможность спасения через Божественную благодать. Наиболее широкое распространение Я. получил во Франции и Нидерландах XVII- начале XVIII вв.

Во Франции первым главой Я. был аббат Сен-Сиран, которому, несмотря на преследования со стороны кардинала Ришелье, удалось основать янсенистскую общину в монастыре Пор-Рояль. Наиболее яркими представителями Я. Были члены семьи Арно (Антуан Арно, прозванный Великим и его сестра Анжелика, ставшая настоятельницей женского Пор-Рояля), а также моралист П.Николь, поэт и профессор Леметр де Саси, проповедник Сенглен, философ и ученый Блез Паскаль.

Иезуиты опасались, как бы янсенисты, славившиеся своей образованностью и организовавшие школы при Пор-Рояле, для которых писали учебники, не отбили у них педагогической и исповедальной практики. Они также были раздражены нападками на их учение со стороны Антуана Арно. Иезуиты извлекли из книги «Августин» Янсения несколько тезисов, которые были представлены на суд Сорбонны. Богословы парижского университета выделили из них пять, касающихся, главном образом, учения о благодати, которые были признаны еретическими и осуждены буллой Иннокентия Х «Cum occasione (1653). Против буллы янсенисты не решались спорить, но они стали доказывать, что осужденные пять положений либо вовсе не находятся в «Августине» Янсения, либо не имеют того смысла, который навлек на них осуждение; исходя из этого, они находили, что доктрина Янсения не осуждена. Доказательство вел главным образом Николь. Папа Александр VII подтвердил постановление своего предшественника и определённо указал на то, что осужденные положения находятся у Янсения и имеют у него именно тот смысл, который им приписан буллой 1653 года (булла «Ad sacram», 1656).

В промежутке между обеими буллами между иезуитами и янсенистами спор шёл и по другим вопросам. Особое внимание привлек инцидент с герцогом Лианкуром, который был близок к янсенистам: когда он пришел в аббатство св. Сульпиция на исповедь то исповедовавший его иезуит упрекнул его в том, что он не указал самого главного своего греха — своих связей с янсенистами, и потребовал, чтобы он покаялся в том, и притом всенародно. Герцог рассердился и ушёл из церкви. Арно подверг резкой критике учение о всенародном покаянии и началась памфлетная полемика, представленная в «Провинциальных письмах» Паскаля - убийственном памфлете против иезуитской догмы и иезуитской морали.

Спустя семь лет (1667) иезуиты вновь подняли дело. Папа Александр VII по их просьбе разослал по всей Франции «формуляр веры», который должен был быть подписан всеми правоверными чинами духовенства. По просьбе архиепископа парижского, Боссюэ повез его к отшельницам Пор-Рояля, которые отказались его подписать. Четыре епископа нашли рассылку формуляра незаконной и также отказались его подписать. Их готовы были сместить, но Александр умер, а его преемник Климент IX закрыл дело. Но это перемирие было лишь частичным. Иезуиты не переставали пускать в ход все возможные средства, чтобы искоренить Я. Янсенистов теснили, преследовали; их становилось меньше. Многие были вынуждены покинуть Францию (Арно, Николь).

В 1702 г., умирая, один священник признался, что подписал «формуляр веры», не будучи убежден в непогрешимости церкви в этих делах, а только чтобы не противиться папе. Духовник его спрашивал, можно ли отпустить священнику такой грех. Сорбонские богословы отвечали положительно; против них ополчились правоверные, и спор разгорелся вновь. В него вмешался лично Людовик XIV, который к этому времени уже одряхлел и окончательно попал под влияние жены, маркизы де Ментенон и её руководителей — иезуитов.

По просьбе короля папа Климент XI издал в 1705 г. буллу «Vineam Domini», которая подтверждала буллу «Ad sacram». Однако это не успокоило полемики: монахини Пор-Рояля отказались её принять без ограничений. За это по приказанию короля их распределили по разным монастырям, а в 1710 г. разрушили Пор-Рояль.

После смерти Людовика XIV (1715) в эпоху Регентства дело янсенизма, почти проигранное, снова, казалось, было близко к торжеству. Три богословских факультета — парижский, реймский и нантский, — которые раньше, под давлением свыше, признали буллу « Unigenitus », теперь взяли своё решение назад; четыре епископа апеллировали против буллы к будущему Вселенскому собору (1717). Новая булла Климента XI «Pastoralis officii», осуждавшая всех несогласных с буллой «Unigenitus», не оказала никакого влияния.

Янсенизм перестал быть чисто религиозным движением и принял резко выраженную общественную окраску; таков был результат вмешательства политической власти в религиозные дела.

Позднее среди янсенистов появились конвульсионеры, стали фабриковаться чудеса, что заставило серьёзных людей отвернуться от Я., и он, доживший до середины XVIII века, умер во Франции естественной смертью.

Лит: Cognet L., Le jansenisine, P., 1961; Философский энциклопедический словарь. М. ,1983; Dictionnaire des lettres françaises. Le XVII siècle. P., 1996.


Теги:  французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.