|
Школы, течения францисканцыФРАНЦИСКАНЦЫ - католический нищенствующий монаш. орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207—1209, но вскоре получил распространение и в др. странах Зап. Европы. Самим основателем был назван Орденом меньших братьев, под этим названием был утвержден папой в 1223. Уставное требование бедности относилось у францисканцев не только к членам ордена, но и к ордену в целом. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. В 1256 г. папа предоставил францисканцам право преподавания в университетах. Францисканы занимались и миссионерской деятельностью. В настоящее время францисканцы являются одним из влиятельных орденов РКЦ. В его ведении находится ряд высших учебных заведений, в т. ч. и университетов, миссионерские организации и др. Во главе ордена стоит генерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францисканский монаш. орден (клариссы или клариссинки), созданный св. Кларой. Конкретной целью, которую Франциск поставил перед своим орденом, было не собирание милостыни, но проповедь и труд; милостыня могла быть средством существования только в крайнем случае. Уходом от мира не должен был стать монастырь; братья должны были оставаться среди людей, добывать у них себе на пропитание и проповедовать им своей жизнью и словом. Орден Франциска — «Меньшие братья» (его также называли «Бедняки Распятого») отличается от ранее существовавших следующими особенностями: 1) даже сам орден как таковой не должен ничем владеть; 2) отпало условие stabilitas loci (постоянное пребывание в одном монастыре); 3) орден имел единообразную структуру с централизованным управлением (генеральным капитулом и генеральным министром; «министр» - «слуга») при строгом послушании. Забота о полном послушании, так же как и о месте, где проходила жизнь ордена Меньших братьев, занимала при этом Франциска даже больше, чем вопрос бедности (вступление в общину определялось, например, как «принятие в послушание»). Франциск говорил часто не о «проступках непослушания», но о «жизни без послушания». • Трудности в ходе развития ордена после смерти Франциска определялись необходимостью согласовать монашеский идеал при его распространении с возможностями времени. Так возникла борьба по поводу более или менее строгого понимания бедности. Основой дальнейшего развития стала булла Григория IX от 1230 г.: использовать дарения ордену разрешается, но они остаются собственностью дарящих. Орден францисканцев получил широкое распространение. Уже вскоре после смерти Франциска в Германии, например, у него было две самостоятельные провинции. Основной его задачей было и осталось духовное пастырство, особенно среди простого народа. Однако скоро в ордене увеличилось и число представителей науки. Органами управления орденом были генеральные капитулы, в которых должны были принимать участие министры всех провинций, и ежегодные капитулы провинций, куда должны были являться все братья соответствующей области. Вскоре после того, как Франциск начал проповедовать, он привлек к своему делу св. Клару (происходившую из знатного рода в Ассизи). В ней нашли истинное воплощение идеалы святого. Вокруг нее собрались единомышленницы, и «бедные женщины из Сан-Дамиано» стали женской ветвью ордена (вторым орденом) св. Франциска. Деятельность св. Франциска и его ордена была адресована в основном мирянам. Его особая любовь с самого начала принадлежала простому народу. Это сохранилось и в его ордене. Народ не скупился на ответную любовь, что доказывается обильным притоком новых братьев в дома францисканцев. Однако не все могли, хотели и должны были уходить в монастырь; многие миряне пытались вести христианскую «совершенную» жизнь в миру, как этого ясно требуют от всех заповедь любви к Богу и ближнему и апостольское учение. Ранее уже встречались молитвенные общества мирян, имевшие целью заботиться о религиозной жизни своих членов. Франциск дал их развитию совсем новый импульс: возникли объединения «Братьев (или сестер) в покаянии», позднее так называемый «Третий орден» св. Франциска, терциарии. Члены его оставались в миру, но принимали обет умерщвлять плоть, читать определенные молитвы, творить дела милосердия. Сила движения третьих орденов (не только францисканского) была так велика, что в последующий период личности выдающегося религиозного значения почти всегда оказывались связаны с одним из третьих орденов, например св. Елизавета Тюрингская (+ 1231 г.), Людовик IX Французский, св. король Фердинанд Кастильский (ск. 1252 г.), Данте, Джотто. Сила воздействия монастырского идеала привела все же к тому, что живущие в безбрачии терциарии объединились вновь в «монастырскую» общину (так называемые «регулярные терциарии»). Лит-ра.
Котляревский С. А. Францисканский орден и Римская курия в ХШ и ХIV веках. М. 1901. Сапожникова Т., Зандберг Д. Св. Клара. М. 1916. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М. 1993. Францисканское наследие. Т. 1. Изд-во францисканцев-братьев меньших конвентуальных. М. 1995.
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |