КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

панлогизм

ПАНЛОГИЗМ — филос

ПАНЛОГИЗМ — филос., методологич. и мировоззренческая позиция, осн. на идее тотальной законообразности, структурированности, оформленности или разумности универсума. П. отрицает иррациональное, хаотическое или сверхразумное (интеллектуально-непознаваемое) начало в мире. Та реальность, к к-рой относится закон (разум), оформляя и структурируя ее, мыслится П. не как что-то от него принципиально отличное и даже противоположное (иное), но как просто др. структурность, др. закономерность и форма. Миросозерцание П. представляет вселенную как иерархию форм-структур, переходы и отношения между к-рыми опять-таки закономерны. Проблема П. — возникновение нового. По его логике, невозможно не только творение и<#whitespace />творчество, но даже всякое становление (возникновение и уничтожение) оказывается либо видимостью, либо вечным (безначально-бесконечным) перемещением и соединением чего-то всегда-сущего.

Обычно П. связывают с именем Гегеля, в абс. идеализме к-рого новоевроп. рационализм доходит до своих пределов. Почти откровенным П. является метафизика Лейбница. Тенденция к П., довольно сильная в греч. философии, достигает вершины у Аристотеля. В П. Бог мыслится как Абсолютный Разум, Надмировой Разум. Космический Ум. Поэтому в рамках христ. миросозерцания перед П. встает проблема теодицеи — оправдания Бога за зло, царящее в мире, ибо Он в кач-ве бесконечного интеллекта должен был бы его предусмотреть. П. не в состоянии ее решить: он либо предлагает нечто малоубедительное (для лично страдающего существа) типа «предустановленной гармонии» Лейбница, либо оказывается оправданием зла в истории (Гегель).

Одна из идей-тенденций философии истории в рус. религ.-философ. мысли — оправдание добра, к-рое в реальной эмпирич. истории как раз терпит поражение от зла, являющегося самостоятельной силой в мире. РРФ в целом сама является протестом против П. — одна из центр. для нее идей Логоса «концептуально дополняется» смыслообразом Софии (См. Софиология), выражая убеждение в существовании начал не- и мета-рациональных. Прямой противоположностью П. явл-ся иррационализм.


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Богатырёв Д. К.