КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

аарониды

ААРОНИДЫ – Согласно библейской традиции потомки брата Моисея Аарона, единственные имеющие право быть священниками культа единого Бога

 

ААРОН (евр. Ахарон, Арон) – согласно книге Библии «Исход», старший брат Моисея, как и он из колена Леви. Ввиду косноязычия Моисея А. было поручено Богом стать его устами. Они вместе выступали перед фараоном. А. совместно с Моисеем руководил исходом народа из Египта. Он вместе с двумя сыновьями и 70 старейшинами сопровождал брата при первом восхождении на гору Синай (Исх. 19:24). Во время второго восхождения Моисей наделил А. правом судить народ. В последующем Бог повелел Моисею посвятить А. и его потомство в священники (Исх. 28:29). Именно из потомков Аарона происходили первосвященники скинии Завета (походного Храма – шатра), что подчёркивалось особым одеянием. Согласно библейской традиции, А. уступал Моисею в духовном совершенстве и самостоятельности и вместе с ним потерял право войти в землю Обетованную. Перед смертью А. снял свою священническую одежду и передал её своему сыну Елеазару. В последующие века священников древнего народа Израиля называли «сынами Аарона». Литература: И. Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М. 2000; Аарон//Ф. Ринекер, Г. Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Кременчуг. 1999.

ААРОНИДЫ – потомки брата Моисея Аарона. Еще во времена Моисея за ними исключительно закреплены обязанности священников и служения у жертвенника Богу, за что им в награду полагалась доля жертвоприношений. Согласно 21 гл. книги Левит, священникам не дозволяется участвовать в погребальных обрядах, за исключением похорон родственников, они не могли жениться на разведённых, а первосвященник даже на вдове. Никто из имевших увечье А. не должен участвовать в жертвоприношениях. Имелись и др. ограничения. С момента освящения Храма Соломона исключительное право служить в нём перешло к роду первосвященника Цадока (Садока). Современные обладатели еврейских фамилий Коген или образованные на этой основе (Коган, Каганер, Каганович, Кон и т. д.) традиционно считаются А. Литература: Литература: И. Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М. 2000.; статьи А., Священники, Коген // Еврейская энциклопедия Брокгауза. 1908 – 1913. Репринтное издание М. 1991.

АВРААМ ( диалектальная форма Аврам)– согласно Книге «Бытие», первый патриарх и родоначальник еврейского народа. Имя восходит с семитскому слову «авирам», что означает «мой отец (Бог) возвышен». Согласно преданию, Бог призвал А., сына Фарры, родившегося в Уре Халдейском, отправиться в Землю Обетованную – Ханаан, обещая произвести от него великий народ, благословить этот народ и в нём «все народы земные» (Быт. 12:3). А., выполняя этот призыв, вместе с женой Саррой и всем родом своим прибывает в Ханаан (Палестину), где Бог повторяет своё благословение и заключает с ним особый Завет (договор), в знак чего вводится обряд обрезания. У столетнего А. и его жены Сарры рождается сын Исаак, ставший вторым патриархом. Ранее, у А. от египтянки Агарь был сын Измаил, ставший, по преданию, родоначальником арабов, которые также считают А. (Ибрагима) свои родоначальником. Согласно современным научным представлениям, предание об А. отражает движение в 18 в. до н. э. части аморейско-сутийских племён из Месопотамии на запад, к Средиземному морю. Литература: И. Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М. 2000. Авраам//Ф. Ринекер, Г. Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Кременчуг. 1999.

АГАСФЕР – «вечный жид», персонаж средневековой легенды. Согласно ей, во время шествия с тяжёлым крестом к месту казни на Голгофу Иисус Христос попросил одного жителя Иерусалима по имени А. помочь ему нести крест. На полученный ответ: «Иди, иди, у меня нет времени!», Иисус якобы сказал: «Иди же и ты, иди до поры, пока я не возвращусь!». С этого момента А. странствует по земле, не зная смерти и болезней. Как полагают исследователи, в основе легенды лежат слова Иисуса ап. Петру об одном ученике «Я хочу, чтобы он пребыл, когда прииду» (Иоанн 21:22), хотя здесь бессмертие звучит как награда за верность. Впервые легенда появляется в Италии в 13 в. Имя Агасфер представляет собой искаженное имя персидского царя Ахашвероша, героя еврейских театрализованных представлений в праздник Пурим по книге Есфирь. Легенда имеет многочисленные варианты и привлекла внимание многих европейских писателей и поэтов (Гёте, Шубарт, Ленау, Беранже, Э. Сю и др.). Литература: Легенда о Агасфере «Вечном жиде». Поэмы Шубарта, Ленау и Беранже. Предисловие М. Горького. Петербург. 1919.

 


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.