КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

самаритяне

САМАРИТЯНЕ

 

САМАРИТЯНЕ (Самаряне) (евр. шомроним) – народ, возникший согласно сообщению Библии (4 Цар. 17: 24 – 27) от смешения спасшегося от массового выселения в 722 - 721 гг. до н. э. ассирийцами остатка населения северного Израильского царства (столица г. Самария) и переселённых туда представителей семитских племён из Мессопотамии. Согласно тому же источнику, С. сочетали почитание Господа с поклонением божествам новых переселенцев. После возвращения из Вавилонского плена иудеев в 538 г. до н. э. и начала восстановления Иерусалима и Иерусалимского Храма С. предложили иудеям свою помощь и поддержку, говоря «мы как и вы прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы» (Езд. 4:2), но были отвергнуты, очевидно, из-за сомнений в их монотеизме. Это привело со временем к окончательному религиозно-этническому размежеванию С. и иудеев. У С. складывается своя религиозная традиция. С. верят, что, в отличие от иудеев,. они являются истинными хранителями древней традиции сынов Израиля, полагают себя потомками колена Иосифа, и не Иерусалим, а гору Гаризим (около Шхема, современного Наблуса) признают истинным святилищем Господа, где и был после разрыва с иудеями главный храм С. После завоевания Александром Македонским Палестины вражда С. и иудеев усилилась. С. не участвовали в восстании Маккавеев, а после образования независимого Иудейского царства иудейский царь Иоанн Гиркан в 128/127 г. до н. э. захватил и разрушил Храм на горе Гаризим, а также ставший религиозным центром С. г. Шхем. После завоевания Иудейского царства Римом область, населённую С., выделили в отдельную административную единицу. При царе Ироде Великом страна С. снова вошла в состав Иудейского царства, а дети Ирода от жены-самаритянки стали его наследниками. Мессианские движения не обошли стороной и С., хотя в целом С. занимали проримскую позицию и, как правило, не принимали участия в антиримских восстаниях иудеев. Отношения между С. и иудеями и в 1 в. н. э. оставались недружественными. Когда Иисус попросил у самаритянки воды напиться, она явно с изумлением ответила «Как ты будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо иудеи с самарянами не общаются» (Иоан.4:9). Тем не менее, в новозаветной литературе показано, что С. первыми из не иудеев восприняли проповедь христианства (Деян. 8:5-25). В Евангелии же от Луки Иисус приводит в своей притче С. в качестве примера доброго человека, трогательно помогшего ограбленному и израненному иудею, мимо которого равнодушно прошли жестокосердные иудейские священник и левит (Лк. 10:33-35). В последующие века С. подвергались преследованиям со стороны византийских властей, что привело к нескольким восстаниям С., которые иногда на короткое время были успешными. Тяжелым гонениям подвергались С. и во времена арабского завоевания, крестовых походов и особенно турецкого господства. В настоящее время численность С. составляет ок. 600 человек, примерно половина из которых проживает в израильском городе Холон, а половина в Наблусе (Шхеме) на Западном берегу р. Иордан. Религиозные праздники С. соответствуют книге Левит 23. Пасху они ежегодно празднуют на горе Гаризим. Священной книгой они признают Пятикнижие, записанное палеоеврейским письмом. Оно текстуально практически идентично еврейскому, только в тексте Втор. 27: 4 название горы Гевал изменено на Гаризим. К священным текстам относят они также Книгу Иисуса Навина. Самаритянский язык относится к диалекту арамейского языка. Имеется также самаритянский перевод Пятикнижия, выполненный в IV в. Важнейшими разногласием С. с иудаизмом являются отрицание воскресения мёртвых и вера в святость горы Гаризим, а не Иерусалима. В Литература: Самаритяне//Еврейская энциклопедия. Спб. 1908–1913; Самаритяне // Краткая еврейская энциклопедия; Л. Шифман. От текста к традиции. Москва –Иерусалим. 2002.; Л. Х. Вильскер. Самаритянский язык. М. 1974.

 


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.