|
Школы, течения субботники
СУББОТНИКИ (устар. «жидовствующие») – религиозное движение, возникшее среди крестьян исконно великорусских губерний примерно в первой половине 18 в. Нет никаких свидетельств связи этого движения с Новгородской ересью конца 15 в., приверженцев которой обвиняли в отказе от православия и склонности к иудаизму. Первые официальные сообщения о раскольниках, соблюдающих субботу и отвергающих почитание икон, появляются в начале 18 в. Однако уже в царствование Екатерины II в деревнях Саратовской губернии в 1770 г. были обнаружено около 400 С., «удалившихся от христианства» и воспринявших принципы иудейской религии. Вскоре приверженцы новой секты были обнаружены среди крестьян в губерниях, находящихся далеко за пределами «Черты постоянной еврейской оседлости» – Московской, Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Архангельской, Пензенской, среди донских, кубанских и терских казаков. В 1823 г., по данным министра внутренних дел В. П. Кочубея, всего в России насчитывалось ок. 20 000 чел. С., в связи с чем по его инициативе Синодом был принят указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием С.». Несмотря на то, что не было обнаружено никаких доказательств миссионерской деятельности иудеев, обеспокоенные власти категорически запретили евреям посещение указанных губерний. Было постановлено именовать С. «жидовской сектой» и оглашать, что они «подлинно суть жиды», потому что наименование субботники «не даёт народу точного о секте сей понятия». С. стали преследовать, годных отдавать в солдаты, а непригодных переселять в Сибирь. При Николае I гонения на С. усилились, их целыми деревнями начали ссылать на Кавказ, в Иркутскую, Тобольскую губ., а затем и на Дальний Восток. На новых местах переселенцы проявили себя трудолюбивыми, трезвыми и предприимчивыми крестьянами, что способствовало успехам их проповеди среди других сосланных, чаще всего сектантов другого толка. В некоторых местах сформировались достаточно большие центры С., например, в Закавказье (село Привольное), Иркутской губ. (село Зима), селах Воронежской и Тамбовской губ. и т.д. В либеральное царствование Александра II репрессивные меры правительства против С. были ослаблены, а после 1905 г. все законы против С. были отменены. Их вероисповедание в документах определялось как «иудейское субботнической секты», и власти указывали, что С., в отличие от этнических евреев, обладают одинаковыми правами с прочим русским населением. Первоначально религиозные представления С. были связаны с тщательным изучением Ветхого Завета, на основании которого они усваивали предписания иудаизма: празднование субботы, обрезание, соблюдение иудейских праздников, употреблении только кошерной пищи т. д. Со второй половины 19 в. С. установили контакты с этническими евреями, стали посылать детей в религиозные еврейские заведения, осваивать еврейский язык и молитвы (до этого они в качестве молитв использовали псалмы и соответствующие тексты Ветхого Завета). Часть С. горячо восприняла идеи сионизма и в конце 19 в. участвовала в организации сельскохозяйственных поселений в Палестине. Поскольку общины С. были разбросаны по всей стране, то среди них также сложились разные направления. Наиболее крайнюю позицию заняли так называемые «геры», стремившиеся к полному слиянию с иудеями–этническими евреями посредством, в частности, брачных союзов, иногда их называют «шапочники» (как и верующие иудеи они носят головные уборы дома). Характерным примером этого направления могут служить «геры» селения Ильинка (Воронежская обл.), в своё время настаивавшие на указании в своих документах, что они по национальности «евреи». Некоторые их них в 1990-х годах эмигрировали в Израиль. Часть С. в Саратовской, Тамбовской, Астраханской областях и др. местах придерживается иудаизма караимского толка, т. е. не признаёт Талмуда и пользуется караимскими молитвенниками и караимской религиозной литературой. В советский период антирелигиозная политика властей в полной мере коснулась и С. В настоящее время нет статистических данных о численности С. в России. Известно только, что в ряде мест временами только благодаря С. сохранялись иудейские религиозные общины. Следует также указать на особую группу С. христианского направления, в частности С.– молокан. Наряду с признанием Евангелия они соблюдают субботу, иудейские праздники, иудейские пищевые запреты. Литература: Субботники//Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1996; А. Л. Львов. Русские иудействующие: проблемы, источники и методы исследования.// Материалы X международной конференции по иудаике. Ч. 2. М. 2003// ; С.Х. Бейлин. Кое-что о зиминских субботниках//Пережитое. Т. IV. СПб. 1913. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |