|
Школы, течения фарисеиФАРИСЕИ (от евр. перушим – отделённые) – религиозно –общественное движение в Иудее в эпоху Второго Храма, послужившее основой для последующего раввинизма. Название по всей вероятности означало «отделённые от ритуально нечистой пищи, строго соблюдающие законы Торы о ритуальной чистоте». В отличие от другого общественного движения того периода саддукеев Ф. представляли средние и низшие слои общества. Ф. полагали авторитетной древнюю религиозную традицию, но одновременно высоко ценили «традиции отцов», то есть не записанные в Библии законы и обычаи, дополняющие письменную Тору, то, что потом стали называть «Устной Торой». Ф. признавали бессмертие души и воздаяние после смерти. Верили они в ангелов и Божественное провидение, полагая одновременно, что человек наделён свободой воли. По их убеждению, религиозная вера – главная сущность бытия человека, и законами Торы должно определяться всё его поведение. Согласно Иосифу Флавию, Ф. являлись духовными наследниками борцов за свободу Иудеи хасидеев, упоминаемых в Книгах Маккавейских. Пользуясь признанием у народа в качестве мудрых в толковании законов, Ф. стали инициаторами богослужений в синагогах вне Иерусалимского Храма. Тем самым Ф. подрывали положение своих противников саддукеев, которые настаивали на том, что религиозный ритуал и молитва являются исключительно неотъемлемой частью храмового культа, и следовательно монополией священнического сословия. Наряду с саддукеями фарисеи были представлены в верховном органе политической, религиозной и судебной власти страны Синедрионе, но после обретения Иудеей независимости в результате восстания Маккавеев влияние саддукеев при поддержке иудейских царей возобладало. Конфликт с властями Ф., полагавших, что независимость должна быть только шагом в установлении царства Божия на Земле, привел к многочисленным конфликтам, вылившимся в гражданскую войну, победа в которой царя Александра Янная сопровождалась жестокими расправами над Ф. Однако при правлении его вдовы Саломеи–Александры (76–67 гг. до н. э.) влияние на государственные дела перешло к Ф. С именем тогдашнего лидера Ф. Шимона бен Шетаха связаны многие законы, во многом определившие последующие судьбы иудейских общин, в частности обязанность родителей обучать своих детей в школах, обязанность мужа при вступлении в брак давать жене письменное обязательство – «кетубу» о выделении ей части имущества в случае своей смерти или при разводе. Вообще для Ф. характерно приведение древнего часто весьма жестокого законодательства в соответствие с реальной жизнью. При этом они не отменяли формально положения письменного закона Торы, но обставляли его выполнение такими условиями и оговорками, что фактически делало его нереализуемым. Таким способом они практически добились отмены смертной казни преступника. Есть основания полагать, что с Ф. идеологически связаны другие религиозно-политические движения в иудейском обществе эпохи Второго Храма. Характерно, что в новозаветной литературе Иисус обличает Ф. в лицемерии и тщеславии, однако его критика направлена против их поступков, а не против их учения. Например, в Евангелии от Матфея (23:3) Иисус говорит народу и своим ученикам: «всё, что они (фарисеи) велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Более того апостол Павел на суде в Синедрионе с гордостью провозглашает: «я фарисей, сын фарисея» (Деян. 23:6). В свою очередь фарисеи в отличие от саддукеев на этом суде говорили о Павле: «Ничего худого мы не находим в этом человеке ( Деян. 23:9). После разрушения Иерусалимского Храма с исчезновением саддукеев и ессеев фарисейская традиция в иудейских общинах возобладала окончательно и определила дальнейшее развитие иудаизма. Литература: Л. Шифман. От текста к традиции. Москва–Иерусалим. 2002; Т. Раджак. Иосиф Флавий. Историк и общество. Москва–Иерусалим. 1993; Фарисеи// Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1996. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |