КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

хасидизм

Хасидизм

ХАСИДИЗМ – последнее религиозное движение еврейского средневековья (от еврейского слова «хасид», в тексте Библии – «любящий Бога», «благочестивый»). Х. возник в начале 18 в. в среде евреев Зап. Украины, особенно сильно пострадавших в результате восстания Богдана Хмельницкого и русско-польских войн. Будучи рассеяны среди местного населения и находясь практически вне жёсткого контроля центров раввинской учёности Польши и Литвы, они оказались весьма восприимчивы к различным мистическим идеям, в частности, к древнему учению Каббалы. У истоков движения стоял Израиль бен Элиэзер (1700-1760), прозванный также «Баал шем тов» (сокращенно Бешт), что означает «обладатель доброго имени». Уроженец бедной семьи, он в качестве «баал шема» – знахаря и писца амулетов – много странствовал по родной Подолии, Волыни и Галиции. Повсюду он привлекал к себе сердца простых людей поучениями и проповедями. Отсюда его прозвище «тов» – добрый. Будучи признанным вождем нового движения, он поселился в подольском местечке (городке) Меджибож, куда уже при его жизни стекались десятки тысяч почитателей и учеников. Продолжателями его дела и учения были Дов-Бэр из местечка Межерич, Леви-Ицхок из Бердичева, Шнеур-Залман из местечка Ляды и его сын Шмуэль Шнеерсон из местечка Любавичи (Белоруссия), а также другие. В самое короткое время новое движение охватило большую часть еврейского населения Украины, Белоруссии, Бессарабии, Румынии и Венгрии. Уже среди второго и третьего поколения последователей Бешта появились различные направления и толкования хасидизма, но тем не менее можно говорить о единой философии и этике этого учения. Вместе с тем следует указать, что у хасидов отсутствует свод четко сформулированной догматики, а о сущности их идей можно получить представление из большого числа хасидских преданий и рассказов о жизни и трудах законоучителей и праведников, их нравоучительных бесед и наставлений. Сущность религиозно-философского учения хасидизма заключается, прежде всего, в принципе своеобразного «пантеизма», признающего, что весь мир – это проявление Божества. Отсюда следует, что ничто не может считаться абсолютным злом, это только непонятное обычному человеку проявление Божества. Считается, что Божественную сущность вещей человек может постичь внутренним духовным оком. Высказывалась даже мысль о слиянии человека с Божеством не посредством досконального изучения Закона, доступного только немногим, а путем восторженной молитвы. При этом, исполняя заповеди Торы и тем более духовно отождествив себя с нею, человек как бы становится «колесницей» на пути к Богу. Любой поступок может стать делом Божьим, если человек, его совершающий, ощущает, что его ведет десница Господа. Вместе с тем, направление хасидизма, представленное школой Шнеура Залмана (Шнеерсона), связывает Божественный путь с интеллектом. В своей книге «Тания» Шнеур-Залман описывает различные свойства разума, познающего высший Дух, понятиями «хохма» (мудрость), «бина» (разум) и «даат» (знание). Это направление по первым буквам триады именуется ХАБАД. Его центром было первоначально местечко Любавичи (Белоруссия), а ныне – Нью-Йорк. Особое место в хасидизме занимает понятие духовного вождя – «цадика» (по-еврейски «праведник»). Считалось, что такой человек, обладающий даром пророчества, является своего рода посредником между Богом и людьми. Позднее сложился даже культ цадиков и, более того, их династий. Поклонение им принимало иногда формы массового суеверия и раболепного почитания. Из философии хасидизма вытекает и его этика. Хасиды полагают, что любовь к Богу и к людям тождественны. Люди все равноценны, а грешник – только заблудший брат. Помогать надо всем. Основными добродетелями хасиды признают скромность, радость и воспламененность (душевное горение). Скромность проистекает из того, что всё в мире – творение Божества. Радость – отражение того, что все в мире создано Господом для блага человека. Любое дело можно и нужно делать с радостью. Отсюда вокруг отдельных цадиков культивируются веселые мелодии, песни, музыка и танцы. Сложился даже определенный исполнительский стиль хасидских музыкантов. Наконец, душевное горение – это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как дело Божье. Поскольку наряду с нетрадиционными идеями хасиды ввели некоторые изменения в общепринятые обряды и молитвенники, они встретили ожесточенное сопротивление со стороны сторонников традиционного иудаизма, особенно последователей знаменитого ученого талмудиста Ильи Гаона из Вильно (Вильнюса), которых называли «митнагдимы». Дело дошло до того, что в 1772 г. в Большой синагоге Вильно был провозглашён подписанный Гаоном текст «херема» – отлучения от еврейского сообщества виленских хасидов. Этот херем повторили и в других городах. Уже после разделов Польши на лидера литовско-белорусских хасидов Шнеура-Залмана российским властям поступили клеветнические доносы с обвинениями в государственной измене. Шнеур-Залман был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Однако после расследования он был по распоряжению императора Павла I освобожден 19 кислева по еврейскому календарю (декабрь) 1798 г. Этот день у его последователей считается праздничным. В «Положении об устройстве евреев», утверждённом Александром I в 1804 г., преследование хасидов их противниками было запрещено. В ответ благодарные хасиды по призыву Шнеура-Залмана оказали большие услуги русской армии в ходе борьбы с нашествием Наполеона в 1812 г. В дальнейшем противоречия между хасидами и митнагдимами потеряли свою остроту ввиду появления общего врага в лице «маскилов» (еврейских просветителей). Последние считали хасидов кон. 19 в. – нач. 20 в. сектой, враждебной современной цивилизации и прогрессу. Признаком такой реакционности, по их мнению, являлась даже приверженность последователей Бешта к одежде его времени – черным сюртукам и шляпам, а также меховым шапкам особого покроя. После второй мировой войны центрами хасидизма стали Израиль и США. Во многом благодаря работам немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия хасидизма стала доступной образованной общественности, в том числе, разумеется, и российской. Идеи Х. нашли своё отражение в творчестве писателей И.Л. Переца, лауреатов Нобелевской премии Ш.-Й. Агнона, И. Башевича-Зингера, Э. Визеля, в трудах многих исследователей. Имеет место точка зрения, согласно которой Х. – это «мост» от иудаизма к христианству.

Литература: М. Бубер. Хасидские предания. М. 1997; Рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим. (Тания). Вильнюс, 1990. (на еврейском языке с параллельным русским переводом); Евреи в Российской империи 18-19 вв. Сборник трудов еврейских историков. Москва-Иерусалим. 1995.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.