|
Школы, течения виккаВикка (Wicca – ст.-нгл. «колдун»; Witchcraft – англ. «ведовство»; самоназвание последователей – Wiccan – викканин(ка)) – новое религиозное движение, одно из направлений в современном язычестве. Документированная история В. начинается в 1950-1960-е гг., когда в Великобритании стали возникать отдельные религиозно-магические группы (ковены), члены которых, по собственному утверждению, практиковали «древнюю религию» дохристианской Европы и называли себя «ведьмами» (witches). В. стала известна благодаря книгам Джеральда Гарднера (1884 – 1964), утверждавшего, что он нашел в современной ему Англии представителей тайного языческого культа плодородия, чьих единоверцев некогда казнили как ведьм. Гарднер сам возглавил ведовской ковен и был автором системы религиозно-магических ритуалов («Книги теней»), практиковавшихся в нем, положив начало «гарднерианской» традиции В. В 1960-70-е гг. в Британии возникло еще несколько ведовских традиций (александрийская В., «традиционное ведовство» и пр.), которые также существовали внутри малых закрытых групп под началом жрецов и жриц. Для традиционной В. было характерно поклонение универсальным Богине и Богу, ее сыну и супругу. Магия являлась существенной частью религиозного ритуала. С начала 1960-х гг. традиционные викканские ковены начинают появляться в США, где идеи В. смешиваются с местным неоязычеством. В 1970-х гг. возникают американские традиции ведовства/викки, наиболее заметной из которых становится «феминистское ведовство», отличавшееся акцентом на почитании Богини, более неформальной структурой групп, связью с феминистским и экологическим движениями. В наиболее радикальные из подобных групп не допускались мужчины. Вместе с тем появилась эклектическая В., практикуемая в основном одиночками (solitary) или группами без инициатической преемственности. Наряду с наследием гарднерианской В., в эклектической может заимствоваться целый ряд практик и идей из наследия дохристианских, племенных, мировых религий, европейского эзотеризма и многих других источников. В 1970-90-е гг. взрывному росту числа самопосвященных виккан-эклектиков способствовала популярность пособий по самостоятельной практике викканской магии и культа (Р. Бакленд, С. Каннингем, С. Рэйвенвулф). В большинстве направлений В. высшими сакральными персонажами выступают Бог и Богиня, которые могут рассматриваться как персонифицированные «силы бытия», внутрипсихические архетипы или трансцендентные миру автономные личности. Возможно отождествление Бога и Богини с любыми персонажами из пантеонов дохристианских религий или даже из христианских и иудейских традиций. Большую роль в ритуале и культе играют духи четырех стихий и сами стихии. Распространена вера в реальность «иных планов бытия», в эффективность использования нефизических «энергий» для изменения материальной реальности (магия), в реинкарнацию после смерти. Большое значение имеет в В. представление о матриархальной предыстории, которую многие виккане считают эпохой существования идеального общества, где люди поклонялись Богине, жили в мире и гармонии с природой. Этот исторический миф нередко выдвигался в качестве священной истории В., особенно среди феминистских авторов (Зет Будапешт, Стархоук, Лори Кэбот). Важной для идентичности виккан остается гипотеза Маргарет Мюррей, согласно которой ведовские процессы XV-XVII вв. были преследованием палеолитической религии плодородия, сохранившейся среди европейских крестьян. Эта гипотеза повлияла на первых британских лидеров В. (Дж. Гарднер, Р. Кокрейн, Д. Валиенте). Научная критика гипотезы о матриархате и «тезиса Мюррей» привела с конца 1990-х гг. к отходу значительного числа викканских авторитетов и групп от буквального прочтения этих исторических мифов. Чаще всего викканский ритуал проводится в магическом круге (как-либо обозначенном физически или же визуализируемом), в центре которого находится алтарь, с использованием таких атрибутов, как чаша, магический кинжал (athame), пентакль, иногда – жезл, а в традиционной В. – плеть и путы. Ритуальные техники включают в себя молитвы богам и духам, медиумизм, «работу» с разного рода «энергиями» посредством визуализации, танца, пения, манипуляции магическими предметами. В традиционной В. практикуется ритуальная нагота, символическое связывание и бичевание. Ритуалами отмечаются сезонные праздники, саббаты: Белтайн (1 мая), Ламмас (1 августа), Сауэн (1 ноября), Имболк (1 февраля), солнцестояния и равноденствия, а также эсбаты – полнолуния. Основная форма группы в В. – ковен, состоящий из посвященных членов. Жрец/жрица возглавляет ковен либо согласно избранию, либо в силу особой степени посвящения. В традиционной В. присутствует запрет разглашать вне группы определенные практики и ритуалы. Единственным этическим предписанием В. является «Викканский совет»: «Если ты не вредишь никому, делай, что пожелаешь». Свою религию идентифицируют как викка/ведовство несколько сотен тысяч человек по всему миру. В. распространена в основном в англоязычном мире, однако викканские сообщества различной величины существуют и в других странах, в том числе в России и на Украине. Статус этих сообществ может варьировать от неформальной группы до зарегистрированных религиозных организаций. Лит.: Adler M. Drawing Down the Moon: Witches, Druids, Goddess-Worshippers, and Other Pagans in America Today. N.Y.: Viking Press, 1978; Hutton R. The Triumph of the Moon: A History of Modern Pagan Witchcraft. Cambridge: Cambridge University Press, 1999; Berger H. A Community of Witches: Contemporary Neo-Paganism and Witchcraft in the United States. Columbia: South Carolina University Press, 1999; Clifton C. S. Her Hidden Children: The Rise of Wicca and Paganism in America. AltaMira Press, 2006; Waldron D. Sign of the Witch: Modernity and the Pagan revival. Durham: Carolina Academic Press, 2008; Lewis J. R. The Pagan Explosion Revisited: A Statistical Postmortem // Pomegranate: International Journal of Pagan Studies, Vol. 14.1. 2012. P. 128-139. Теги: Дисциплина: Религиоведение Авторы: Гальцин Д. Д. |