|
Школы, течения сикхизмСИКХИЗМ – монотеистическая религия, возникшая в XV в. в Пенджабе (совр. Индия и Пакистан). Термин C. происходит от самоназвания последователей данной религии – сикхов («ученик») (здесь и далее термины в скобках приводятся на пенджаби)). В настоящее время насчитывается ок. 26 млн сикхов (75% из них проживают в Пенджабе). Основателем С. считается гуру Нанак, однако с точки зрения самих сикхов, С. существует вечно, и лишь вновь проявился через Нанака на новом витке истории. С. представлен двумя основными направлениями: хальса-С. и санатан-С., первое из которых считает С. самостоятельной религией, а второе – школой в рамках индуизма. Священное писание С. – «(Шри) Гуру Грантх Сахиб» («Ади Грантх», Гурбани) – сборник поэтических памятников индуистских (Рамананда, Тукарам) и мусульманских (Фарид, Кабир) святых (бхагатов), считающихся носителями откровения, наставлений самого гуру Нанака и последующих гуру хальса-С. ШГГС открывается поэмой «Джап-джи», провозглашающей веру в единого Бога, Творца вселенной, пронизывающего каждый элемент мироздания и достижимого по милости истинного гуру. Первые несколько строк «Джап-джи» – широко повторяемая в сикхском мире мула-мантра («корневая мантра»), символом Бога в которой является звук «онгкар». Большая часть ШГГС написана на пенджаби шрифтом гурмукхи, созданным специально для этой цели вторым гуру хальса-С. Ангадом в сотрудничестве с сыном гуру Нанака Шричандом и считающимся священным. Помимо ШГГС большинство сикхов также принимает в качестве истинных т. н. «Дасам Грантх» (сборник стихотворений десятого гуру хальса-С. Гобинда Сингха) и джанамсакхи (биографии сикхских гуру и святых). Хальса-С. принимает авторитет 10 исторических гуру: Нанак, Ангад, Амар Дас, Рам Дас, Арьян Дэв (или Арджун Дэв), Харгобинд, Хар Рай, Хар Кришан, Тег Бахадур и Гобинд Сингх. Десятый гуру Гобинд Сингх (1666–1708) впервые в 1699 создал военизированную организацию сикхов – хальсу (или гуру-пантх – путь гуру) – для защиты С. и, возможно, индуизма от агрессий мусульманских правителей. Также он установил ШГГС в качестве единственного гуру для хальсы на все последующие времена, прервав, таким образом, преемственность живых гуру. Символом посвящения в хальсу служит обряд амрит санчар («принятие нектара»), по завершении которого сикх получает пять знаков («пять ‘к’»), с которыми он не расстаётся в течение всей жизни: кеш (нестриженные волосы), кангха (деревянная расчёска), кара (стальной или железный браслет), кирпан (кинжал или меч), каччера (специальное нижнее бельё). Также член хальсы получает фамилию Сингх (женщины, также наравне с мужчинами допускающиеся до посвящения – фамилию Каур) и обязуется соблюдать три принципа (постоянное памятование о Боге, служение человечеству и соблюдение принципа всеобщего равенства) и четыре обета (не стричь волосы и не брить бороду; не употреблять в пищу мясо животных, забитых мусульманским способом (халяль); воздерживаться от сексуальных отношений вне брака; не курить табак). После учреждения хальсы за её рамками оказались т.н. сахадждхари-сикхи (сикхи, полностью разделяющие вероучение хальсы, но, по тем или иным причинам, не получившие в неё посвящение) и санатан-сикхи. Две крупнейшие школы санатан-С. – удасин-пантх и нирмал-пантх – были основаны, соответственно, старшим сыном гуру Нанака Шричандом (в XVI в.) и гуру Гобиндом Сингхом (в XVII в.). В обеих школах сохраняется преемственность живых гуру и значительные элементы индуистского вероучения и культа. В основе вероучения хальса-С. лежит представление о едином Боге, которому ШГГС даёт как имена, известные по индуистским текстам (Хари, Гобинд, Рам), так и коранические (Рахим, Малик). Два наиболее часто употребляемых сикхами эпитета Бога – Сат Нам («Тот, чьё имя – Истина») и Вахегуру («Удивительный Учитель»). Бог имеет два аспекта: непроявленный (ниргун) и проявленный (сагун). Первым проявлением Бога в мире является имя (нам) или звук (шабад), воплощением которого, в свою очередь, является и сама книга ШГГС. Высшая цель С. – спасение, представляющее собой единство с Богом (дживанмукти), достижимое путём непрестанного выслушивания и повторения ШГГС (шабад-киртан) в сочетании с праведным образом жизни. На своём пути к спасению сикх проходит пять этапов (т.н. «пять сфер»): сфера праведности (дхарам-кханд), сфера знания (гьян-кханд), сфера действия (сарам-кханд), сфера благодати (карам-кханд) и сфера истины (сач-кханд). До обретения спасения, с точки зрения С., душа, как и с точки зрения индуизма, переживает многочисленные перевоплощения. Духовная практика С. включает в себя ежедневные молитвы (ардас), рецитацию некоторых отрывков из ШГГС (нитнем), пение и выслушивание ШГГС, почитаемой в качестве живого гуру, посещение храма (гурудвара), где хранится экземпляр ШГГС, перед которым осуществляется регулярное служение. Важнейшими ритуалами С. являются уличные процессии с ШГГС (нагар-киртан); совместный приём пищи в бесплатной общественной столовой (лангар), как правило, при гурудваре и совершение омовения в священных водоёмах (таких как озёра Амритсаровар в г. Амритсар и Хемакунд в окрестностях г. Бадринатх). Центром С. считается г. Амритсар (Пенджаб), в котором расположена гурудвара Хармандир Сахиб («Золотой храм»), основанная гуру Арьян Дэвом в XVI в., в которой хранится первый экземпляр ШГГС, составленный им же. Главные праздники С. – дни рождения сикхских гуру (Гурпураб), особенно гуру Нанака и гуру Гобинда Сингха; весенний праздник Вайсакхи (Висакхи), связанный с учреждением хальсы; дни мученической кончины гуру Арьяна Дева и гуру Тег Бахадура (Шахиди Гурпураб). Лит. и соч.: Loehlin C. H. The Sikhs and Their Scriptures. Lucknow Publishing House, 1964; Singh H. Dictionary of Sikh Philosophy. Amritsar: Sikh University Press & Singh Brothers, 2005; Siri Guru Granth Sahib Ji with English Translation by Dr. Sant Singh Khalsa. 5 vols. Amritsar, 2013. М. Б. Демченко
Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Демченко М. Б. |