|
Школы, течения дигамбарыДИГАМБАРЫ – (digambara, санскр.: «одетые в стороны света») религиозно-философское направление джайнизма. В отличие от другой, шветамбарской, ветви джайнизма, Д. предписывают своим аскетам и монахам наготу. Кроме того, они полагают, что душа (джива) в теле женщины не может достичь окончательного освобождения (для этого ей необходимо переродиться в теле мужчины) и поэтому 19-й тиртханкар Маллинатха был мужчиной, а не женщиной, как то утверждают шветамбары. С точки зрения Д., Махавира никогда не был женат и, соответственно, у него не было дочери, на чем настаивает шветамбарское предание. По мнению Д., аутентичные тексты, содержащие проповеди Махавиры были утеряны, поэтому учение Д. излагается во «вторичном каноне», составленном в основном из авторских текстов значительно более позднего времени. Согласно Д. представлениями, достигший всеведения не нуждается в еде и питии, тогда как шветамбары допускают возможность принятия еды и пития всеведущим. Единственное существенное разногласие в области метафизики между Д. и шветамбарами заключается в том, что для Д. время является субстанцией, а для шветамбаров - нет. Д. направление объединяет следующие школы: бисапантха, терапантха, таранапантха, гуманапантха, тотапантха и канджипантха, включающиеся в себя несколько подшкол. Сторонники бисапантхи (букв.: «двадцатый путь») поддерживают институт религиозных лидеров общины-бхаттараков, почитают образы тиртханкаров и различных божеств; в качестве подношения образам они используют шафран, цветы, фрукты, благовония и зажигают огонь (арати) в храмах, который потом распределяют между верующими в качестве благословения-прасада. Распространена в Махараштре, Гуджарате, Раджастхане и Карнатаке. Терапантха (букв.: «тринадцатый путь») – движение, возникшее в северной Индии в 1626 г. как результат недовольства возросшим влиянием лидеров-бхаттараков и их образом жизни. Эта школа не связана с одноименной шветамбарской традицией. Подносят образам тиртханкаров белый и цветной рис, смешанный с сандаловой пастой, одежды, сандал, миндаль, кокос, но не используют в ритуалах цветы, фрукты, огонь-арати и нет идеи прасада. Таранапантха названа по имени основателя Тарана-тараны Свами (1448-1515), ее адепты поклоняются не образам, а священным книгам (самая-сара), включая 14 книг, автором которых является Тарана Свами. Основной акцент в таранапантхе делается на медитации и изучении писаний. Ее немногочисленные адепты проживают в Мадхья Прадеше и Махараштре. Гуманапантха – небольшая секта последователей пандита Гумани Рама, или Гумани Рая, сына джайн. ученого пандита Тодарамала. Отличительной чертой этой традиции является строгий запрет на зажигание арати в храме. Тотапантха возникла как компромиссный вариант между бисапантха и терапантха, поскольку сторонники этой секты по ряду доктринальных вопросов придерживаются взглядов частично бисапантхи, частично терапантхи. Ее последователи проживают только в некоторых районах штата Мадхья Прадеш. Канджипантха – название современной школы, основанной Канджи Свами (первоначально стханакавасином-аскетом, ставшим Д.-мирянином) – популяризатором сочинений и проповедником идей Кундакунды (III-IV вв.), и получившей распространение среди образованной части джайн. общества. Сторонники Канджи Свами отдают предпочтение духовным и интеллектуальным занятиям и медитации. Школа распространена в Гуджарате и Раджастхане. Лит.: Buhler G. On the Indian sects of the Jainas. London, 1903.; Jain M.U.K. Jaina Sects and Schools. Delhi, 1975; Shah N. Jainism. The World of Conquerors. Delhi, 2004. Lala S.L. Research Series Vol.XVIII-XIX. Н. А. Железнова
Теги: джайнизм Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Железнова Н. А. |