|
Школы, течения астика-настикаАСТИКА – НАСТИКА (санскр. astika – nаstika) – букв. «[полагающий, что] есть» –«[полагающий, что] нет») – появившиеся в брахманистских школах обозначения мыслителей и мировоззренческих систем (даршан), признающих или не признающих авторитет ведических текстов. Едва ли ни первая авторитетная фиксация терминов встречается в «Восьмикнижии» («Аштадхьяи» IV. 4. 60) грамматиста Панини, который для иллюстрации одной из функций суффикса ñhak привел примеры выражений с ним: astikaю – тот, кто верит в жизнь после смерти; nаstikaю – тот, кто не верит в жизнь после смерти, и daiщсhikaю – «фаталист». В середине I тыс. название астиков было приложимо к чарвакам и Паяси (о котором рассказывает буддийская «Паяси-суттанта»), фаталистами можно было назвать некоторых адживиков (например, Пурану Кассапу и Пакудху Каччаяну). Позже, когда в результате дрейфа смыслов, термины А.-Н. стали истолковывать в связи с существованием и несуществованием фигурирующей в упанишадах духовной субстанции мира – Атмана, в средневековой индийской философии к неортодоксальным системам стали причислять чарваков-локаятиков, джайнов и буддистов. Например, в комментарии к той главе «Сарва-даршана-санграхи» Мадхавы, которая посвящена ньяе, оппоненты найяиков буддисты названы настиками. Мировоззренческие системы, которые в своих базовых текстах декларировали свою принадлежность брахманистской традиции, зафиксированной в комплексе ведической литературы, получили статус А. – ортодоксальных. А. считаются вайшешика, ньяя, санкхья, йога, миманса, веданта, хотя у по крайней мере половины из них прослеживаются теоретические основания, восходящие вовсе не к ведическим текстам, а к учениям бродячих проповедников-шраманов или не слишком ортодоксальных брахманов. Так, учение ньяи восходит к теоретическим разработкам в области теории аргументации брахманских школ локаятиков (эристов), индифферентных к каким-либо метафизическим позициям и преследовавших единственную цель победы в споре. Учение санкьхи обнаруживает очевидную преемственность идей у брахмана-неортодокса Арады Каламы, а система йога появилась в результате осмысления древних медитативных практик и подведения под них онтологической основы, заимствованной у санкхьи. Базовые сутры / карики названных даршан не комментируют тексты, составляющие самую авторитетную часть ведического комплекса – шрути, но предлагают собственную категоризацию бытия. Только миманса и веданта являют свое кровное родство с изначальной ведой, поскольку подвергают теоретической рефлексии именно тексты и категории шрути, такие как веда, дхарма, ритуал, Атман, Брахман и т.п. Лит.: Паяси-суттанта / Пер. А. В. Парибка // История и культура Древней Индии. М.: МГУ, 1990. С. 189–215; Ashtаdhyаyг of Pахini / Tr. into English by S. Ch. Vasu. Benares, 1896. Book IV; Sarva-dar÷ana-saьgraha of Sаyaхa-Mаdhava / Ed. with commentary in Sanskrit by V. S. Abhyankar. 3d ed. Poona, 1978. Канаева Н. А.
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Канаева Н. А. |