КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

ньяя

НЬЯЯ (санскр

НЬЯЯ (санскр. nyàya, букв. «правило», «основание», «метод», «заключение», «вывод», «логика») – одна из ортодоксальных (астика) систем индийской философии, создание которой приписывают ведийскому риши Готаме-Акшападе. Ее отличает интерес к эпистемологическим и логическим проблемам. Истоки Н. – в жреческих школах полемистов-локаятиков, занятых разработкой теории ведения публичных диспутов (ваковакья). Именно там сложились 16 родов категорий (падартха), до появления Н. только структурирующих диспут, но превращенных найяиками в метафизические.

Базовым текстом системы являются «Ньяя-сутры» Готамы, включающие разделы, созданные в разное время в промежутке с I по IV вв. Высказанные в сутрах Готамы положения разворачиваются в основных комментариях на них: «Бхашье» Ватсьяяны (IVV вв.), превратившего 16 диалектических категорий Н. в философские, «Ньяя-варттике» Уддьотакары (VII в.), в сочинениях Вачаспати Мишры, Джаянты Бхатты (оба IX в.) и Удаяны (X в.).<#whitespace />Учение ньяи постепенно разветвлялось и видоизменялось: в IX в. н. э. формируются основы системы, она обособляется от вайшешики в самостоятельную даршану; в XXIII вв. происходит слияние метафизики вайшешики с эпистемологией ньяи и появляются сочинения в духе синкретической ньяя-вайшешики; в XIII в. происходит «логическая революция», результатом которой стало появление навья-ньяи (новой ньяи), бурно развивавшейся до 2-й пол. XVII в.; затем теоретическое развитие системы почти прекращается, но при этом Н. сохраняет свой статус непременного атрибута брахманского образования. В XX в. в связи с распространением в Индии информационных технологий наблюдается рост популярности концепций навья-найяиков.

Проблемная область Н., определяемая Готамой-Акшападой в первой же сутре «Ньяя-сутр», содержит следующие категории: источники достоверного познания (прамана), предметы достоверного знания (прамея), сомнение (саншая), цель (прайоджана), пример (дриштанта), доктрины (сиддханта), члены силлогизма (аваява), рефлексию (тарка), удостоверение в истинности (нирная), дискуссию (вада), софистику (джалпа), эристику (витанда), псевдоаргументы (хетвабхаса), словесные ухищрения (чхала), псевдоответы (джати), причины поражения в споре (ниграхастхана), совпадает в западной традиции со сферами эпистемологии (1–3, 8 категории) и логики, а в последней – разные ее разделы: теорию вывода (1, 5, 7, 13 категории) и теорию аргументации (4, 6, 7, 10–12, 14–16 категории). Решение этих проблем провозглашается ведущим к реализации комплекса четырех жизненных ценностей индуизма: высшей – освобождения (мокши), и «земных» – социального и религиозного долга (дхармы), материального благополучия (артхи) и чувственных удовольствий (камы), что говорит об обладанием Н. статусом общеметодологической теории. Выделив вопросы методологии теоретического познания в качестве приоритетных, найяики подняли эпистемологию и логику в Индии на небывалую ранее высоту и сами остались непревзойденными методологами.

Онтология найяиков строится на «каркасе» из 7 категорий (падартха), введенных вайшешиками (субстанция, качество, действие, родовая характеристика, элементарное различие, присущность, отсутствие), в ней заимствуются также атомарная теория вещества вайшешиков, а из йоги – теология Ишвары как особого Атмана. При этом действие постулируемых вайшешикой невидимых сил (адришт) не признается. Каждая из категорий имеет свой онтологический статус: так, качества и действия считаются пребывающими только в субстанциях; родовые характеристики присущи субстанциям, качествам и действиям; элементарные различия пребывают только в атомах и отличают один атом от другого и т. д.

Соч. и лит.: Nyàyasåtras of Gautama, with Vàtsyàyanas Bhàùya and Raghåttamas Candra thereon and Ambàdàsa Sàstris òippaõi / Ed. by G. Jha and D. Sastri. Banaras, 1920–1925; Nyàyasåtras of Gautama, with Vàtsyàyanas Bhàùya and Uddyotakaras Vàrññika / Tr. into Engl. by G. Jha. In 4 vols. Allahabad. 1912-1919 (Reprint 1984); Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование, перевод с санскрита и комментарий В. К. Шохина. М., 2001.

Н. А. Канаева


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Канаева Н. А.