КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

санкхья

САНКХЬЯ (санскр

САНКХЬЯ (санскр. sаükhya – «относящийся к числу», «счет», «размышление», «исчисление») – одна из ортодоксальных (астика) религиозно-философских систем Индии, названная по характерному для ее теоретиков способу философствования, состоящему в «исчислении», т. е. аналитическом перечислении основных принципов бытия и размышлении о них. Основоположником С. считают легендарного мудреца Капилу. Ему приписывается авторство базового текста системы – «Санкхья-правачана-сутр» («Сутр, излагающих [учение] санкхьи»), которые не сохранились. Имевшие хождение в школах С. «Санкхья-сутры», согласно современным исследованиям, созданы в XIV в. Капиле приписывалось также самое короткое изложение философии С. в «Таттва-самасе» («Перечне мировых начал») (22 сутры из 39 слов), но, согласно последним датировкам исследованиям, этот текст был создан в XVI в. Авторство его остается неизвестным.

Ранние версии С. (протосанкхья) содержатся уже в упанишадах, эпосе (в «Бхагавадгите», «Мокшадхарме», «Анугите», «Законах Ману»), в текстах шраманской эпохи. Первые учителя С. (Капила, Алара /Арада Калама, Асури, Панчашикха – V в. до н. э. – I в. н. э.) объединили в своих концепциях мистическую традицию и рациональное теоретизирование. В IV вв. С. превращается в конгломерат дискутирующих друг с другом школ – таких как школы Паурики, Панчадхикараны и Патанджали, школа Варшаганьи и ее ответвления, школа Виндхьявасина (IVV вв.). Каждая из школ имела свое собрание канонических текстов под названием «Шашти-тантра» («Афоризмы о 60 [предметах]»). В IVV вв. учение С. было систематизировано Ишваракришной в стихотворном трактате «Санкхья-карика» (далее СК). На «Карику» (самый ранний трактат С., дошедший до нашего времени целиком) написано множество комментариев, в т. ч. «Саптати-вритти» («Комментарий в 70 [строк]», ок. VI в.), «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады (VII в.), «Юкти-дипика» («Светильник логического дискурса», VII в.) неизвестного автора, «Таттва-каумуди» («Лунный свет истины [санкхьи]») Вачаспати Мишры (IX в.). В «Таттва-самасе», а также в комментариях на сутры Анируддхи (XV в.), у Виджнянабхикшу (XVI в.) и др. текстах С. сближается с ведантой и фактически растворяется в ней.

Ишваракришна определил С. как учение об избавлении от страдания (духкха) (СК 1), понимаемого и как эмоциональное состояние, и как мироощущение, и как безначальное состояние бытия в целом. Главным средством спасения в С. считается различительное знание первоначал: пуруши – духа, энергии сознания, присутствующего в каждом индивиде, и пракрити (прадханы) – природы, материи. Они не сводимы друг к другу, но взаимно необходимы. Реальный мир есть продукт деятельности пракрити, но процесс творения мира «запускается» ею ради осуществления целей пуруши – «вкушения» им опыта и освобождения, «видения прадханы и изоляции пуруши» (СК 21). Прадхана начинает видоизменяться, сама себя закабаляет и освобождает (СК 62). При всей ее независимости и активности материя лишена сознания. Дух же, будучи пассивным, обладает сознанием, которое является его сущностью, и созерцает все модификации прадханы, не участвуя в них.

Пракрити – особо тонкая, невоспринимаемая и непроявленная (авьякта) реальность, сущность которой раскрывается в ходе ее развития, или эволюции, представляемой как процесс эманации (истечений), трансформаций, модификаций (паринама) причин и следствий. Объективный и реальный мир санкхьяики называли «следствием материи», а ее саму – «причиной мира», отношение между ними объясняли с помощью доктрины причинности (саткарья-вада), согласно которой следствие существует (или предсуществует в потенции) в своей причине.

Первым продуктом материи является махат, «великое», единое, он же интеллект (буддхи), представляющий собой тонкую субстанцию всех умственных процессов, а также сознательное различение познающего и познаваемого. Синонимами буддхи Гаудапада называет мысль, знание, познание (СКБ, толкование к СК 22). Из махата возникает аханкара (эготизм, самосознание) – индивидуализирующий принцип, обусловливающий существование отдельных сознаний. Затем из аханкары появляется группа 16 производных, включающая 5 танматр, 5 индрий (воспринимающих способностей), 5 кармендрий (способностей к действиям) и манас (ум). Танматры – обобщенные качества или особые энергии. Различия в танматрах объясняются преобладанием одной из гун. Из танматр, согласно СК 38, возникают пять «великих» элементов – махабхут, а именно: эфир, ветер, огонь, вода, земля. Санкхьяики различают подвижные (живые) и неподвижные (неживые) объекты. В живых телах описывают их многослойную структуру, включающую «тонкое» и «плотное» тела. «Тонкое тело» (лингам, линга-шарира, бхутатма) конструируется из аханкары, танматр, махата и индрий, оно составляет внутреннюю тонкую основу эмпирического индивида, его как бы материальную душу. Линга-шарира является носителем кармы и вследствие этого – субъектом перевоплощений. Оно обладает самосознанием, интеллектом, способностями к восприятию и различительному знанию, но не обладает волей. «Тонкое тело “движимо” материальными (пракрити) и нематериальными причинами («целями пуруши» – СК 42). «Плотное тело» (стхула-шарира) состоит из 5 физических элементов. По незнанию пуруша отождествляет себя с пракрити и через это вовлекается в круговорот мирского существования (сансара); но увидев все модификации пракрити, он осознает свою полную непричастность ей и свое естественное состояние абсолютной обособленности от всего (кайвалья).

Приобретению различительного знания служат, согласно учению С., три самостоятельных средства познания (прамана): чувственное восприятие (пратьякша), логический вывод, или умозаключение (анумана), и словесное свидетельство авторитетного источника (шабда), под которым понимается слово мудреца (учителя - гуру) или священное писание (веды). Проблемы познания не получили в санкхье глубокой оригинальной проработки, поскольку С. включилась в их обсуждение уже тогда, когда другие школы значительно продвинулись в этом направлении.

Соч.: Лунный свет санкхьи. «Санкхья-карика» Ишваракришны, «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттва-каумуди» Вачаспати Мишры / Пер. с санскр. В. К. Шохина. М., 1995; Сутры философии санкхьи / Пер. с санскр. В. К. Шохина. М., 1997.

Лит.: Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994; он же. Школы индийской философии: период формирования (IV в. до н. э. – II в. н. э.). М., 2004.

Н. А. Канаева

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Канаева Н. А.