КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

детерминизм

Демерминизм ( от лат

Детерминизм ( от лат. – определяю) учение о жесткой причинно-следственной взаимосвязи явлений матриального и духовного мира, в четком виде сформулированное Лапласом: 1) всякое состояние Вселенной является причиной ее послед. состояния и однозначным следствием предшествующего; 2) если бы существовал всеобъемлющий ум, к=рый в едином мысленном акте смог бы охватить все силы, действующие в данный момент во Вселенной, а также координаты всех материальных частиц, то он смог бы , исходя из полного знания настоящего состояния Вселенной, однозначно описать ее прошлое состояние и однозначно же предсказать

будущее в любой момент времени. Согл. лапласовскому Д. состояние системы в данный момент времени строго однозначно определяет ее состояние в следующий. Д. противостоит индтерминизм, отрицающий жесткость (однозначность) причинно-следственной взаимосвязи явлений материального и духовного мира. Стимулом для разработки индетерминистских воззрений в 20 в. явилось, в частности, развитие квантовой механики, в к=рой показывается что состояние системы квантово-механич. объектов в данный момент времени отнюдь не строго однозначно определяет ее состояние в след. момент.

 Возможно ли логически непротиворечивое сочетание идеи жесткой детерминированности будущего с идеей свободы воли человека? – Интересное рассуждение на эту тему содержится в ст. "О свободе" рус. философа Л.Карсавина. Будущее существует,- говорит он. Оно уже дано и осуществлено. Нужно принять абс. историч. Д.: все дано (предопределено) и произойдет с необходимостью. И после подобных утверждений следует неожиданный и далее в статье не поясняемый "кульбит" мысли автора: сли будущее уж дано и существует, то наша свобода воли – неоспоримый эмпирически удостоверенный факт. Возможная непротиворечивая интерпретация парадоксального перехода мысли Карсавина от жесткой детрминированности будущего к неоспоримости факта свободы воли такова: люди свободно творят свое будуще, но Бог от века (в вечности) видит, к чему это приведет – будущее для Него, в силу Его предведения, известно во всех подробностях; иначе говоря будущее дано и осуществлено с т.зр. вечности (предикат Бога), а с т.зр. временности (параметр нашего, тварного мира) оно свободно созидается.

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Карпунин В. А.