|
Школы, течения баденская школаБАДЕНСКАЯ ШКОЛА (иначе: Фрейбургская, Гейдельбергская, Юго-западная) – одна из двух школ неокантианства как направления, разрабатывавшего методологию научного знания на базе трансцендентальной философии Иммануила Канта. Сложившаяся в последние десятилетия XIX в. и часто именуемая по местоположению университетов, в стенах которых группировались ее ведущие представители, Б. Ш. стремилась обеспечить науку ценностным фундаментом, для чего руководствовалась в своих исследованиях «Критикой способности суждения», видя в ней не эстетическую теорию по преимуществу, а сжатое изложение всей кантовской системы в целом. В отличие от представителей другой ветви неокантианства – Марбургской школы, пытавшихся логически обосновать саму возможность неевклидовой геометрии или квантовой механики и приспосабливавших для этой цели «Критику чистого разума», понимаемую как наукоучение в собственном смысле, их коллеги баденцы (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт, Эмиль Ласк) сосредоточили свои усилия на другом. Они рассчитывали предоставить трансцендентальное оправдание не только и не столько естествознанию, сколько знанию культурно-историческому, на тот момент остро нуждавшемуся в автономном научном статусе, и в особенности – философии, которая мало-помалу утрачивала свой авторитет. Их главным оппонентом в этом деле стал Вильгельм Дильтей, аргументировавший необходимость выделения суверенной сферы наукам о духе, указывая на принципиальную несхожесть их предметов с предметом естественных наук – природой. Однако, по мнению Виндельбанда, разница между этими типами наук исходит не от своеобразия их предметов, а от различности существующих методов познания, одни из которых нацелены выявлять общее, возводя его в упорядочивающий принцип, другие же – схватывать единичное, индивидуальное, составляющее неповторимую ткань действительности. Применение тех и других методов к одному и тому же объекту дает взаимодополняющие результаты, например, изучение биологии включает не только общую систематику живой природы, но и конкретные ее проявления. Однако, когда Б. Ш. предлагает заменить предметный способ классификации наук, отстаиваемый Дильтеем, на методологический как более удовлетворяющий гносеологическим требованиям, исходная позиция баденцев уже во многом оказывается откорректированной, поскольку теперь указанные исследовательские стратегии четко разводятся по соответствующим областям знания и не допускают подмены. Так, придерживаясь заявленной программы, Б. Ш разделяет весь корпус наук на генерализирующие науки о природе («номотетические», в терминологии Виндельбанда, т. е. законополагающие) и индивидуализирующие науки о культуре («идиографические», что значит: описывающие индивидуальное). Философии же в этом ряду отводится особая роль: она призвана стать учением о ценностях как трансцендентальных, и потому общезначимых, критериях истинности в сфере гуманитарного знания. Создание аксиологии, или учения о ценностях, справедливо ставится в заслугу Б. Ш., усмотревшей в идеальном мире ценностей не просто регулятивный принцип морального поведения, как того хотел Кант, а обязательное условие существования культуры вообще. Согласно представителям Б. Ш., ценности не имеют бытия, но обладают значимостью, которая выступает мерилом при вынесении оценочного суждения, лишая его субъективной необязательности и гарантируя законность и истинность. Носителем ценностей является трансцендентальный субъект, воля которого, направленная на их реализацию, для субъекта эмпирического становится императивной. Ценности как принципы должного, а не сущего, в силу своей безусловной значимости ориентируют любую человеческую деятельность, формируя тем самым все поле культуры. По Виндельбанду, наука возникает как осуществление Истины, искусство претворяет в жизнь Красоту, правопорядок олицетворяет Благо. Развивая и модифицируя эту теорию, Риккерт с помощью ценностей обосновывал достоверность гуманитарного знания: в противоположность естественным наукам, строящим свои понятия по принципу вычленения общего во всех исследуемых объектах, в исторических науках за образование понятий отвечают ценности, которые используются в качестве показателя значимого для всех субъектов. Еще в начале ХХ в. Б. Ш. сохраняла известную влиятельность, сказавшуюся в частности на взглядах таких мыслителей, как Фёдор Степун или Макс Вебер, но постепенно – в многочисленных дискуссиях с представителями других философских течений – стала уступать свои позиции и к середине 30-х гг. распалась окончательно. Лит.:<#whitespace />Бакрадзе К. С. Баденская школа неокантианства // Бакрадзе К. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960. С. 300–409; Риккерт Г.: 1) Науки о природе и науки о культуре. М., 1998; 2) Философия жизни. Киев, 1998; Виндельбанд В.: 1) Прелюдии. СПб., 1904; 2) История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х тт. М., 2007; Крайнен К. Аксиология социального у Генриха Риккерта // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. М., 2010. С. 269–281; Seidel H. Wert und Wirklichkeit in der Philosophie Heinrich Rickerts. Bonn, 1968; Sinn, Geltung, Wert: neukantianische Motive in der modernen Kulturphilosophie. Würzburg, 1998; Krijnen Ch. Nachmetaphysischer Sinn. Eine problemgeschichtliche und systematische Studie zu den Prinzipien der Wertphilosophie Heinrich Rickerts. Würzburg, 2001; Wapler F. Werte und das Recht: individualistische und kollektivistische Deutungen des Wertbegriffs im Neukantianismus. Baden-Baden, 2008. Теги: философия Нового времени Дисциплина: Философия Авторы: Коваль О. А. |