КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

масонство

Мартинизм является эзотерическим орденом христианского духовного и мистического рыцарства, развивавшимся одновременно с масонством и параллельно с ним, однако по ряду признаков радикально отличающимся от масонства и имеющим особую, отличную от масонства,

МАСОНСТВО (Братство/Орден Древних вольных и принятых каменщиков) – международное духовно-этическое движение, возникшее на рубеже XVIIXVIII вв. в Англии, Шотландии, Франции и Германии в результате проникновения в европейские ремесленные гильдии каменщиков, сложившиеся в период Римской республики и развившиеся в Средневековье, представителей других сословий (дворянства, формирующейся научной и творческой интеллигенции). Участники движения называют себя масонами, вольными каменщиками, «сынами вдовы», а не-членов братства – «профанами». Типологические свойства М.: объединение в союз представителей разных социальных слоев, национальностей, вероисповеданий, уровней достатка и образования на основе равенства, взаимной поддержки и братской любви; использование атрибутов ремесла каменщиков для преподавания нравственных истин; использование метода медитации над символами для духовного роста членов братства. Целями М. провозглашаются нравственный рост членов братства и просвещение окружающего мира. М. не является религиозным, политическим или оккультным объединением, не имеет единых для всех масонов правил, догматов, учения, методологии, ритуалов, отличительных признаков; оно существует в виде отдельных локальных ячеек (лож/мастерских), управляемых выборным сменяющимся руководством (досточтимый мастер/мастер стула и офицеры/официалы) и объединяющихся в постоянные или временные союзы (послушания) – великие ложи или великие востоки – на основании единства территории. Самоуправление в М. осуществляется при помощи законодательства (конституций и регламентов), составляемых на основе старинных (XIIXVIII в.) сводов правил – «древних заповедей» (old charges) и «вех/ландмарок» (landmarks), различные списки которых принимаются разными организациями М. Понимаемые как законы, ландмарки призваны установить границы между М. и любыми иными духовными и светскими обществами. В число ландмарок входят, в частности: ограничение членства мужчинами, обязательная вера в Единого Творца и бессмертие души, использование орудий труда каменщиков для преподавания нравственных истин, легенда о строительстве храма царя Соломона и смерти его архитектора Хирама, законность основания общества, способы опознания членов братства и т. д. Организации М. в зависимости от признания или непризнания определенных ландмарок подразделяются на традиционные (регулярные) и либеральные (адогматические). Традиционные организации М. объединены в мире в крупные союзы, образовавшиеся вокруг Объединенной Великой ложи Англии и Великой ложи Франции. Либеральные послушания формируют ряд меньших союзов, чаще всего исторически связанных с Великим Востоком Франции. Основные различия между союзами состоят в признании/непризнании возможности вступления в братство женщин и атеистов (ряд либеральных послушаний отстаивает право своих членов на абсолютную свободу совести и поэтому принимает атеистов); предоставление женщинам права вступления в М. привело к созданию ряда чисто женских и смешанных послушаний. Особняком в масонском мире стоят послушания эзотерического масонства «египетских» уставов, адогматические по форме, по сути находящиеся на границе собственно М. и иных эзотерических организаций с отличными от М. принципами. Отношения между ложами разных союзов могут быть как дружественными, так и нейтральными, и враждебными. М. всех союзов разделено на три степени (градуса) посвящения – ученик, подмастерье, мастер; переход из одной в другую обусловлен стажем членства в братстве, успехами в усвоении нравственных наставлений, соблюдением конституций и регламентов братства, написанием собственных исследований масонского символизма («зодческих работ») и другими заслугами перед организацией. Носители степени мастера выбирают из своего числа руководство ложи и великой ложи. Прием в каждую из степеней проводится в форме инициатического ритуала, традиционно включающего посвятительные испытания, принесение клятвы, нравственное наставление и обучение философским основам градуса и средствам опознания носителей градуса (пантомимические знаки, особые рукопожатия, шаги, вербальные пароли и отзывы). Финансовой основой функционирования организации М. являются членские взносы (вступительные, годовые, месячные), размер которых определяется организацией, а также добровольные пожертвования членов организации и сторонних лиц. Орденские легенды возводят истоки М. к библейским патриархам, гипотетическим организациям строителей египетских пирамид, античным и средневековым строительным гильдиям, античным философским академиям, религиозным сектам ессеев и терапевтов, христианским воинским монашеским орденам. Документальная история М. как организации умозрительной (спекулятивной), в отличие от деятельной (оперативной) каменщической гильдии, отсчитывается с 1640-х гг. Главными вехами ранней истории М. являются 8 июня 1600 г. – первое зафиксированное присутствие в ложе не-каменщика – Дж. Босуэлла, лорда Очинлека, в качестве равноправного «принятого» члена; 24 июня 1717 г. – основание первой Великой ложи «принятых» каменщиков в Лондоне; 28 февраля 1723 г. – издание первых «Конституций вольных каменщиков», составленных пастором Дж. Андерсоном и теологом Т. Дезагюлье. В период 1730–1789 гг. М. активно распространялось в странах континентальной Европы и Америки. Этим же периодом датируется возникновение многочисленных «дополнительных/высших» степеней и орденов, призванных развивать у посвященных знания и свойства, ранее усвоенные в трех степенях классического масонства; прием в них проводится после достижения масоном степени мастера в обычной ложе. К середине XVIII в. разрозненные «дополнительные степени и ордена» начали формироваться в иерархические последовательности – «уставы» (также «обряды», «ритуалы») с разным числом степеней в каждом, от 3 до 99. Формирование новых уставов из старинных ритуалов и/или вновь написанных посвятительных степеней продолжается и в настоящее время. Наиболее распространенными в современном мире являются Древний и принятый Шотландский устав (33 градуса), Йоркский устав (13), устав Мемфиса-Мицраима (33, 90, 95 или 99), Современный французский (7), Шведский (11), Исправленный Шотландский (8). Общее число масонов всех союзов и уставов в настоящее время в мире составляет ок. 3,7 млн человек. В России М. существовало в течение трех периодов, ограниченных правительственными запретами на деятельность лож: 1731–1792, 1802–1822, 1907–1918 гг., и вновь появилось в стране в августе 1991 г. В настоящее время в России действуют 8 организаций М., представляющие весь спектр основных масонских мировых послушаний и уставов: традиционные – Великая ложа России (союз ОВЛА), Объединенная Великая ложа России (союз ВЛФ), отдельная ложа ВЛФ; либеральные – Великий Восток народов России, две ложи Великого Востока Франции, ложа Международного смешанного масонского ордена «Право человека»; эзотерические – ложи Великой символической ложи Франции устава Мемфиса-Мицраима. Кроме них, существует инициативная группа по созданию ложи Великой женской ложи Франции. Общее число российских масонов всех послушаний в настоящее время составляет свыше 600 человек.

Лит.: Вернадский Г. В. Русское Масонство в царствование Екатерины II. Петроград: тип. Акционерного о-ва тип. дела в Петрограде, 1917; Гулд Р. Ф. Краткая история масонства. М.: Центрполиграф, 2011; История масонства в документах / Под ред. Е. Л. Кузьмишина. М.: Ars Tectonica, 2011; Карпачев С. П. Путеводитель по масонским тайнам. М.: Центр гуманитарного образования, 2003; Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. СПб.: Лань, 2000; Масонство в его прошлом и настоящем. В 2 тт. / Под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова. М.: «Задруги» и тип. К. Ф. Некрасова, 1914-1915; Серков А. И. Русское масонство: 1731–2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001; Серков А. И. История русского масонства ХХ века. В 3 тт. М.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2009; Смит Д. Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006; Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов. В 2 тт. М.: Айрис-пресс, 2005.

Е. Л. Кузьмишин


Теги:  теософия
Дисциплина:  Культурология
Авторы:  Кузьмишин Е. Л.