|
Школы, течения розенкрейцерствоРОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВО – духовно-мистическое учение, сформировавшееся в конце XVI – начале XVII вв. как синтез христианства и герметической эзотерической традиции Средневековья и Нового времени. В основе легендарной истории Р. лежит притча о жизни, смерти и обретении нетленного тела учителя эзотерической мудрости Христиана Розенкрейца («брата C.R.C.»), принесшего в Европу синтез древних учений посвященных Востока и Запада и некие «ключи» к тайнам всех наук и искусств. Фактическая история Р. отсчитывается с 1614–1615 гг., когда в г. Касселе были обнародованы манифесты «Слава братства Розы и Креста» (Fama fraternitatis Rosae Crucis) и «Признание братства» (Confessio fraternitatis), где излагались притча о Х. Розенкрейце и основные постулаты орденского учения, состоящего в том, что перед концом света Бог намерен открыть человечеству все тайны мироустройства, ранее известные Адаму, но утраченные его потомством вследствие грехопадения. Познать их достойны лишь подлинные христиане, неустанно упражняющиеся в изучении «философии», под которой в то время подразумевался широкий спектр гуманитарных и естественных наук, включая астрологию и алхимию. С последней обычно отождествляют третий классический манифест Р. «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в 1450 г.» (Chymische Hochzeit Christiani Rosencreutz anno 1459), наполненный оккультной символикой, традиционно отождествляемой с алхимическими операциями по созданию философского камня. В учении Р. чувствуется заметное влияние теологии Иоахима Флорского и Майстера Экхарта, а также духовных практик исихастов. Также в классических манифестах сообщалось о существовании на протяжении нескольких веков глубоко законспирированного тайного общества учеников Х. Розенкрейца, которые посвятили жизнь целительству, изучению природы и просвещению человечества, незаметно живут в своих странах, раз в год собираясь в тайном месте – у гроба своего учителя, их число постоянно, и каждый обязан перед смертью отыскать преемника и ввести его в круг посвященных. Главным символом братства был выбран крест с расцветшей в его центре розой. Впоследствии на свою причастность к братству Р. намекали в своих трудах многие видные ученые и философы Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Фладд, М. Майер, Э. Эшмол, Г. Ноде, Т. Воган, С. Рихтер и др. Однако подтвержденные данные о существовании подобного объединения философов в реальности отсутствуют. Как бесспорно существующая организация Р. появилось только в период 1757–1777 гг. в Пруссии, где возник масонский Орден Злато-Розового креста, чье постепенное формирование связывают с именами И. Г. Шрепфера, И. В. Бишофсвердера и И. Г. Вёльнера. Легенды и учение ордена опирались на классические манифесты Р. и труды вышеупомянутых авторов. Посвящение в ордене подразделялось изначально на 9 степеней: 1. ученик/ревнитель, 2. теоретик, 3. практик, 4. философ, 5. младший адепт, 6. старший адепт, 7. свободный/исключительный адепт, 8. магистр, 9. маг. В ходе своего развития орден порвал связи с масонством и оформился как самостоятельная посвятительная организация, распространившая свое влияние в других германских землях и иных странах. Все последующие организации Р. и носители «розенкрейцерского посвящения» так или иначе ведут происхождение от этого ордена. Традиция организованного Р., при наличии и в отсутствие реального ритуального посвящения, побудила ряд деятелей мировой эзотерической традиции создавать организации Р., в которых, в основном, сохранялась система степеней первоначального ордена, а его учение дополнялось текстами из трудов «розенкрейцерских» авторов, как упомянутых выше, так и последующих времен. В этом «новом» Р. наметились две основные линии распространения – «английская» и «французская». Первая включала преимущественно отдельных авторов и лишь к концу XIX в. привела к созданию Общества розенкрейцеров Англии (Societas Rosicruciana in Anglia) как дополнительного христианского исследовательского ордена при масонском братстве, от которого происходит ряд аналогичных обществ в других странах. Также к ней принадлежат Братство Розы и Креста А. Э. Уэйта и Орден Золотой зари С. Л. Макгрегора-Мазерса. Вторая же была активно задействована составителями масонских уставов «высших степеней» в континентальной Европе, и элементы традиции Р. были включены в ритуальные своды масонских Древнего и принятого Шотландского, Исправленного Шотландского, Французского и др. уставов. Также в Европе были основаны несколько отдельных розенкрейцерских союзов, из которых самым известным был австрийский Орден азиатских братьев (1781). В конце XIX в. «европейский оккультный ренессанс» породил несколько новых организаций Р., созданных на основе синтеза наследия Р. прошлых эпох и новых оккультных веяний: масонства, мартинизма, теософии. Наибольшую популярность из них получил Каббалистический орден Розы и Креста (1888) С. де Гуайты и Ж. Пеладана. В современном мире существует целый ряд организаций, ведущих происхождение от орденов Р. XIX в., а также новообразованных организаций, претендующих на наследие Р. прошлых веков. Организации розенкрейцеров действуют как в качестве самостоятельных орденов, так и в составе дополнительных степеней масонства ряда уставов, мартинизма и иных эзотерических движений (напр. различных ветвей Ордена Золотой зари). В России Р. было представлено группой посвященных Ордена Злато-Розового креста в XVIII в. и преимущественно отдельными посвященными – на протяжении XIX – начала XX вв. В современной России действуют филиалы международных организаций – Древнего мистического ордена Розы и Креста и Духовной школы Золотого Розенкрейца «Lectorium Rosicrucianum» (с начала 1990-х гг.), Ордена Розы и Креста (с 2012 г.), – а также посвященные розенкрейцерской традиции работают в российских масонских и мартинистских ложах и капитулах, ложе Ордена восточных тамплиеров. Лит.: Арнольд П. История розенкрейцеров и истоки франкмасонства. М.: Энигма, 2011; Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Петроград: тип. Акционерного о-ва тип. дела в Петрограде, 1917; Галтье Ж. Дети Калиостро: египетское масонство, розенкрейцерство и новое рыцарство. М.: Ганга, 2012; Кондаков Ю. Е. Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук. СПб.: Астерион, 2012; Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. СПб.: Лань, 2000; Никитин А. Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России: исследования и материалы. М.: Аграф, 1998. Е. Л. Кузьмишин Теги: теософия Дисциплина: Культурология Авторы: Кузьмишин Е. Л. |