КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

сатанизм

АСМОДЕЙ – злой дух, имя которого часто упоминается в западной демонологии

САТАНИЗМ – совокупность учений, сформировавшихся на основе критики христианского мировоззрения и основывающихся на идеализации образа Сатаны.

С момента появления христианства в поклонении Сатане обвинялись самые разные группы лиц. В текстах Нового Завета «сборищем сатанинским» называются евреи, не признавшие Иисуса в качестве Спасителя (Откр. 2:9, 3:9). Древние христианские писатели интерпретировали язычество как поклонение демонам. В частности, Афинагор в «Прошении о христианах» утверждает: «Демоны, о которых мы говорили, привлекают язычников к идолам; ибо они привязаны к крови жертв и ею услаждаются». Впоследствии христианские авторы приписывали С. различным еретическим течениям: богомилам, катарам и др. До сих пор в богословской и конспирологической литературе распространено отнесение к С. широкого спектра эзотерических, религиозных и философских систем, включая некоторые направления христианства. Однако с религиоведческой точки зрения к С. корректно относить только те течения, которые непосредственно основаны на идеализации заимствованного из христианства образа Сатаны. С С. поэтому не следует путать многочисленные эзотерические группы и близкие к эзотеризму религиозные движения неоязыческого толка, в которых может использоваться схожая символика: пентаграммы, изображения козлиной головы и т. п. Хотя большинство таких групп стремится отмежеваться от С., отдельные неоязыческие течения (некоторые направления скандинавского неоязычества, «сатанинская викка» и др.) и связанные с ними авторы открыто симпатизируют С., а некоторые даже определяли или определяют себя в качестве его сторонников (напр., Э. Торссон, известный своими работами о скандинавском неоязычестве). Поэтому характеристика того или иного течения в качестве сатанинского возможна только после тщательного рассмотрения учения и практик, принятых в нем, и должна обязательно учитывать самоопределение его членов.

Исследователи расходятся в определении времени появления сатанизма. Columbia Encyclopedia связывает его со случаями поклонения демонам, имевшими место в XII в., а Encyclopaedia Britannica сообщает о том, что первые документальные подтверждения существования С. в Европе и Америке относятся к XVII в. Между тем, хотя общение с демонами и даже сделки с ними фигурировали в качестве элементов магических ритуалов еще со времен Средневековья, это не следует смешивать с С. как целостным мировоззрением, о появлении которого можно однозначно говорить лишь к концу XVIII – началу XIX вв. Появление первых последовательных сатанистов связано прежде всего с художественной литературой, где по мере роста антиклерикальных настроений появляется тенденция к идеализации образа Сатаны, который становится символом бунта против христианства как старой, отжившей идеологии, отождествляемой с консерватизмом, подавлением разума и индивидуальности. В «сатанинскую школу» европейского романтизма включают Байрона (1788–1824) и Шелли (1792–1822), а создателем первого подлинно последовательного сатанинского мировоззрения считается польский писатель Станислав Пшибышевский (1868–1927). В XX в. эту тенденцию подхватывают представители многочисленных субкультур и течений в музыке, кинематографе и других направлениях искусства, транслируя связанные с С. идеи и образы в массовую культуру.

Самым известным выразителем идей С. в XX в. стал Антон Шандор Лавей (1930–1997), известный в первую очередь как основатель Церкви Сатаны и автор «Сатанинской Библии». Вопреки расхожему мнению, в этой работе Лавей не провозглашает сатанистов сознательными носителями зла, а лишь выступает в качестве радикального противника христианства, делая акцент на критике его этических принципов. Альтернатива христианству, предлагаемая Лавеем, основывается на идее следования биологической природе, индивидуализме, жизни «здесь и сейчас» без страха перед посмертным воздаянием. Негативная оценка христианства Лавеем основывается на его тезисе о том, что в христианстве реализация биологических потребностей человека объявляется грехом и систематически подавляется.

С. является разнородным движением. В то время как некоторые его сторонники понимают Сатану как реальную сущность, другие видят в этом образе лишь символ протеста. Нет однозначного ответа и на вопрос о сатанинском культе: в некоторых группах (Церковь Сатаны, Эзотерический орден Вельзевула, Basileus Ordo Templi Orientis) практикуются религиозные и магические ритуалы, в то время как для других он остается чисто философской или эстетической установкой (напр., для представителей «сатанинской школы» романтизма). Все эти спорные вопросы являются основой для существования острой полемики в среде сатанистов и исследователей С., попыток деления сатанистов на более мелкие течения, создания неологизмов. Например, широкую популярность в среде сатанистов получило слово «дьяволопоклонничество», которое многие сторонники сатанизма (в их числе активный популяризатор С. в России А. Г. Борцов) предлагают отличать от С., считая различие между ними принципиальным.

Лит.: Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: РХГИ, 1997; Раннехристианские апологеты II – IV веков / Переводы и исследования. М.: Ладомир, 2000; Шлипер А. Трактат Сатаны. История Дьявола, рассказанная им самим. М.: АСТ, 2008; Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Киев: София; М.: Гелиос, 2002; Ellis B. Raising the Devil: Satanism, New Religions, and the Media. University Press of Kentucky, 2000; Faxneld P. Secret Lineages and de Facto Satanism: Anton LaVey’s Use of Esoteric Tradition // Contemporary esotericism / Ed. by E. Asprem, K. Granholm. Sheffield, Bristol: Equinox, 2013. P. 72–90; Satanism / Ed. by A. Gaborro. San Diego: Greenhaven Press, 2006; Lavey A. S. The Satanic Bible. Avon, 1976;

С. А. Панин

 


Теги:  оккультизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Панин С. А.