КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

адживика

АГРИППА (санскр

АДЖИВИКА (от санскр. ājīva, образ жизни, занятие) – религиозно-философская, аскетическая традиция Индии, а также последователь такой традиции. А. появилась в Сев. Индии, примерно в сер. I тыс. до н. э., и ее развитие происходило в русле неортодоксальных (неведийских) взглядов и практик. Традиционно считается, что основателем А. в целом и главой крупнейшей ее школы был Маккхали Госала (Гошала). Произведения А., если они и существовали, до нас не дошли. Почти всё, что мы знаем об А., излагается в текстах их оппонентов, преимущественно в негативном ключе. Согласно этим текстам, Госала учил абсолютному фатализму. Миром правит жесткая «необходимость» (нияти), избежать которую никому невозможно. Этот основной принцип системы Госалы подкрепляется двумя другими – «окружающей средой» (сангати), или совокупностью связей между существами, и «собственной природой», т. е. характером индивидов. Всем существам изначально отмерено прожить строго определенное количество жизней. В течение огромного промежутка времени (8400000 «великих мировых периодов») существа перевоплощаются в самых различных формах и в разных мирах, после чего автоматически обретают свободу. Тем самым в контексте учения Госалы сама свобода оказывается детерминированной. Все в мире «запрограммировано», а настоящее есть лишь неизбежная реализация этой «программы». От поступков же человека не зависит ничего. Для учения Госалы также характерны различные классификационные схемы, в т. ч. классификация людей по шести типам, в зависимости от духовного совершенства: «черные» (охотники, мясники и другие люди, причастные к убийству); «синие» (буддисты); «красные» (джайнские аскеты); «желтые» или «зеленые» (миряне-адживики); «белые» (монахи-адживики) и «белейшие» (лидеры А., в т. ч. и сам Госала). В А. были развиты различные аскетические практики (тапас) – например, выщипывание волос на голове и обжигание рук при посвящении в монахи; претерпевание интенсивного жара; долгое сидение в скрюченном положении, лежание на шипах и т. д. Вероятно, не отвергалось и самоубийство. Хотя адживики и не считали, что аскетизм приводит к освобождению, его введение в систему А. мотивировалось «предопределенностью» такого рода образа жизни. Последователи А. формировали самостоятельные общины, не связанные друг с другом организационно. Монахи А. не носили одежду, собирали подаяние. Единого для всех школ А. лидера не было. Помимо Госалы, сохранились свидетельства о других известных адживиках раннего периода развития А. Среди них – Пурана Кассапа (Пурна Кашьяпа), проповедовавший доктрину акриявады (не-действия). Согласно Пуране, какой бы поступок ни совершал человек, зловредный или же добродетельный, это никак не влияет на его судьбу. Кроме того, он учил о конечности мира, а также о феномене прирожденного абсолютного знания. Учение еще одного представителя А., Пакудха Каччаны (Катьяяна), являлось плюралистическим. В нем постулировались 7 вечных, неизменных, независимых и неподвижных начал бытия, таких как земля, вода, огонь, ветер, радость, страдание, душа. Отрицая результативность действия, Пакудха учил, что никто не может ни убить, ни быть убитым, ни учить, ни быть наставляемым. А. широко распространилась в Сев. Индии при династии Маурьев. Ко времени Ашоки относятся самые ранние письменные (эпиграфические) свидетельства об А. (ок. 251 до н. э). В последующие века, ближе к началу н. э., ее популярность в Сев. Индии падает; сохраняются глухие сведения о том, что последователи А. все больше склоняются к магическим ритуалам, оккультизму. Меж тем А. развивается на юге страны, где она сохранилась гораздо дольше: А. упоминается в местных документах вплоть до XIV в., после чего, по всей вероятности, сливается с вишнуизмом. Поздние этапы развития А. выявили новые черты в ее мировоззрении. Так, укрепляется доктрина полностью статичной вселенной – вероятно, поддерживаемая духовными потомками Пакудха Каччаны. Время объявляется иллюзией, равно как и движение. В учении другой школы, также восходящей к Пакудхе, стирается грань между кармой и нияти. Согласно этой школе, помимо известных четырех видов материальных атомов, существует также некий «атом жизни», который способен их воспринимать. Атомы не разрушаются и не создаются, не проникают друг в друга, хотя и подвижны, и образуют комбинации – «молекулы». К концу своей истории как самостоятельного направления А. уже разделяет веру в основных индуистских богов и поклонение им, на ее мировоззрение влияют идеи бхакти. Происходит деификация Маккхали Госалы. Теперь он описывается как высший Бог, всевидящий, полностью неподвижный и молчаливый; прерывание его молчания чревато нанесению земле ущерба. Периодически Госала воплощается в мире для укрепления учения А. Просуществовав почти два тысячелетия, А. сыграла немаловажную роль в развитии новых парадигм духовного знания в Индии. Несомненно, А. испытывала влияние других вероучений, однако и сама оказывала на них свое воздействие (особенно на ранних этапах), прежде всего, в области аскетического образа жизни.

Лит.: Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период. СПб., 2007; Barua B. A. A History of Pre-Buddhistic Indian Philosophy. Delhi etc., 1970; Basham A. L. History and Doctrines of the Ājīvikas. Delhi, 2002.

С. В. Пахомов

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Пахомов С. В.