|
Школы, течения герменевтикаГерменевтика – комплексная наука, изучающая феномен значения текста, закономерности его нахождения и восприятия; совокупность методов, позволяющих прояснить значение текстов, (в т.ч. сакральных и древних), смысл которых оказывается часто сокрытым в силу различных языковых и экстраязыковых процессов. В современной гуманитаристике отсутствует общепринятая традиция разграничивать герменевтику и экзегетику, но большинство исследователей склоняются к тому, что экзегетика призвана рассматривать проблему значения исключительно применительно к древним, сакральным текстам, исследуемым на языках оригинала, и тогда экзегетика выступает частным случаем герменевтики. Фактически при герменевтическом подходе (в широком смысле) предметом исследования может быть любой текст, т.е. упорядоченная последовательность знаков, не только продут речевой деятельности человека, но и, например, произведения живописи, архитектуры, музыкальные произведения и т.д. В силу этого Гадамер утверждал, что каждый раз когда человек оказывается вовлеченным в процесс целенаправленного постижения окружающего его мира – возникает герменевтическая ситуация. Г.зарождается в античности как методы интерпретации литературных и юридических текстов, мифологических сюжетов и т.д. Необходимость объяснить сюжеты некоторых весьма фривольных мифов таким образом, чтобы избежать конфликта с требованиями этики порождает феномен аллегорической герменевтики, согласно которой текст обладает несколькими уровнями смысла, в т.ч. такими, которые непосредственно не вытекают из его буквального значения. В период патристики методы аллегорической Г. развивали представители александрийской школы, Ориген, Климент Александрийский, Псевдо Дионисий и др., тогда как представители антиохийского богословия предпочитали избегать аллегорий. В средние века излюбленным инструментом аллегорического богословия стала Квадрига – метод четырех смыслов. Научная Г, как считает большинство исследователей, возникает в XVIII в. благодаря работам Шлейермахера, который заявлял о необходимости разработки единой концепции объяснения текстов, которая учитывала бы частные случаи богословской, юридической, филологической и т.д. герменевтик. Разработанное им учение о герменевтическом круге объясняло феномен понимания как последовательного обращения к значению «части» и «целого», герменевтический круг выступил метафорой непрекращающегося процесса интерпретации, так как каждое «новое прохождение» по этому кругу приносит новое знание, позволяющее с новых позиций интерпретировать часть и целое. В методологии либерального богословия Г. выступает инструментом библейской критики, создавая своеобразный базис для собственно теологических выводов. Сторонники традиционализма и консервативных направлений в современной теологии обычно являются приверженцами герменевтики Отцов Церкви и иных некритических герменевтических направлений. Философская герменевтика в лице Дильтея, Гадамера и др. ставит вопрос об отношении читатель-текст, обсуждает проблему смысла с позиций гносеологии и эпистемологии, рассматривая герменевтику в категориях природы и Духа. Современная тенденция к междисциплинарному синтезу проявляется в формирования семиогерменевтики, объединяющей герменевтические и семиотические концепты. Литература Прилуцкий, А.М. Дискурс теологии /А.М.Прилуцкий. - СПб.: Светоч, 2006. Фуко, М. Герменевтика субъекта /М.Фуко. - СПб.: Наука, 2007 Гадамер, Г.-Г. Harris R.L., Quek S.-H. and Vannoy J.R. Interpretation and History. Singapore, 1986 Актуальность прекрасного/ Г.-Г. Гадамер.- М.:Искусство, 1991.
Теги: Дисциплина: Философия Авторы: Прилуцкий А. М. |