КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

вольфианство

Вольфианство – рационалистическое направление в академической философии XVIII в

Вольфианстворационалистическое направление в академической философии XVIII в., ставшее во второй половине столетия наиболее влиятельным учением в Германии и России. Сложилось в сер. 1730-х гг. в рамках вольфовского философского клуба, из числа слушателей Х. Вольфа и сторонников его метода. Уже к 1740-м гг. значительное число кафедр естественных и философских наук было занято приверженцами В., что обеспечило непрерывное существование данной традиции до нач. XIX в, и угасшей после смерти И.А. Эберхарда (1809) и И.Г. Федера (1821). Непосредственно к В. принадлежали Л.Ф. Тюмминг, Г.Б. Бильфингер, А.Г. Баумгартен, Х.Ф. Баумейстер, Г.Ф. Мейер. Еще большее число мыслителей этой эпохи можно назвать полувольфианцами, разделяющими отдельные принципы В.: М.В. Ломоносов развивал вольфовскую физику (его корпускулярная теория имеет параллелью физическую монадологию), однако не был сторонником метафизики Вольфа; полувольфианцами были И. Кнутцен и его ученик И. Кант, никогда не принимавшие В. полностью. В. часто упрекают в отсутствии глубины, забывая, что оно стремилось не к глубокомыслию, а к прояснению и упрощению стоящих перед исследователем и мыслителем проблем для наиболее корректного и общепризнанного их решения. Своей задачей Вольф и его последователи видели не столько установление «общих начал», которые, по их мнению, носят очевидный и совершенно формальный характер, а последовательное и непротиворечивое объяснение реальности, причем всей реальности, без изъятий или ссылок на неопределимые или трансцендентные причины. В этом отношении В. предлагало выход из того тупика, в котором оказались окказионализм и стоявшее за ним картезианство, когда им не удалось рационально обосновать сущность связи между духовной и протяженной субстанцией, и показать универсальное единство мира. Отправляясь от гипотезы Лейбница о «предустановленной гармонии» и трактуя ее как всеобщий принцип достаточного основания, выразимый в ряде логических законов, В. попыталось, развивая систематику Вольфа, реализовать проект всеобщего описания реальности, понимаемого как дифференциация и упорядочение наличного знания о ней. Основными темами, которые разрабатывались В., являются 1) проблема элементарных начал сущего (principia elementaria), благодаря Лейбницу получивших название монад (monades) или, по Вольфу, простейших (simplicii), которые в В. стали означать самую возможность бытия, и следующая из этой проблемы 2) задача построения формальной «системы отношений субстанций», т.е. дедуктивной системы физики (материи), которая, в качестве проекции духовной разумности мира, приводила к 3) телеологии, учению о целевых началах всех сущих, гармоничное сочетание смысла которых позволяло мыслить этот мир как лучший (optimus). Толкуя эти проблемы с рационалистических позиций, В. содержало требование «свободы философствования» (libertas philosophandi) как главного условия разумности. Этические и правовые идеи В. имели крайне формалистический характер, обусловленный стремлением вольфианцев систематизировать все встречающиеся явления нравственной и социальной жизни, которые, в конце концов, возводились к идеалу общественного блага. В теологии, исходя из принципа «предустановленной гармонии», В. выдвинуло особое значение естественной теологии, главным образом, физико-теологии, дав начало спекуляциям о «мудрости Божией», открываемой в творениях: характерен подход Ф.К. Лессера, который в «Инсекто-теологии» (1738) указывал на «богословское значение изучения насекомых». Значительное влияние В. было обусловлено, с одной стороны, его просветительской и педагогической направленностью, вплоть до требования чтения учебных курсов на родном (немецком) языке и широкого издания национальной философской публицистики, а с другой – активным сотрудничеством Вольфа и его последователей с представителями различных наук и профессий, их стремлением использовать для обоснования своих положений экспериментальный метод и его практические результаты (что привлекло внимание М.В. Ломоносова). Поэтому В. считается истоком так называемой «популярной философии», которая полностью обратилась к вопросам повседневной жизни. Однако непосредственное воздействие В. не распространилось за пределы сферы влияния немецких университетов, охватив лишь Германию и Россию. В России проводниками В. были приглашенные профессора (Г. Бильфингер, И. Фроман, И. Шаден и др.), читавшие различные курсы по методу Вольфа. С 60-х гг. XVIII в. В. становится официальной духовно-академической философией и удерживает эти позиции почти до сер. XIX в. В университетах, следовавших в структуре курсов за духовными академиями, оно ограничивалось пролегоменами и общими вопросами онтологии и логики: последним активным представителем университетского В. был А.М. Брянцев (1749–1821). В. подверглось критике с разных сторон, и, прежде всего, со стороны духовно-академической философии (схоластики), как католической (В. Гуфль), так и протестантской (И. Буддей); противником принципа «достаточного основания», понимаемого как полное ограничение контингентности, выступил Х.А. Крузий; однако наиболее последовательную критику вольфианского «догматизма» дал И. Кант, с которого начинают новый этап истории европейской философии. Вместе с тем, влияние В. продолжилось и отразилось на философских проектах А. Шопенгауэра в XIX в. и Н. Гартмана в XX в.

Лит.: Баумейстер Хр. 1) Логика. М., 1760; 2) Метафизика. М., 1764; 3) Нравоучительная философия. СПб., 1783; Вольф Х. Логика, или Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды. СПб., 1765; Вольфианская экспериментальная физика. СПб., 1760; Baumgarten A.G. Metaphysicа. Halаe Magdeburgicae, 1739; Bilfinger G. B. Dilucidationes philosophicae de Deo, anima humana, mundo, et generalibus rerum affectionibus. Tubingae, 1746; Ludovici K.G. Historie der Wolffichen Philosophie. 3 Bd. Lpz., 1736—37; Stiebritz J. F. Philosophia Wolfiana Contracta: Logicam Ontologiam Et Cosmologiam Generalem Complectens. Halаe Magdeburgicae, 1744.

Жучков В. А. 1) Немецкая философия эпохи раннего просвещения. М., 1989. С. 127—196; 2) Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М.. 1996. С. 24–44; Кассирер Э. Философия Просвещения / Пер. с нем. В.Л. Махлина. М., 2004, passim; Философский век. Альманах 3: Христиан Вольф и русское вольфианство. СПб., 1998; Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2001; Aux sources de l'esthétique: les débuts de l'esthétique philosophique en Allemagne / Eds. J.-F. Goubet, G. Raulet. Paris, 2005. Р. 11–245; Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. Bd. 2. Berlin, 1922. S. 521–556; Koch K.H. Schools and movements // The Cambridge History of Eighteenth-century Philosophy / Ed. K. Haakonssen. Cambridge, 2006. P. 61–64; Mühlpfordt G. Jungwolffianer – Anfänge des radikalen Wolffianismus. Zur Differenzierung und Wirkung der Wolffschen Schule // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 1982. No 30. H. 1. S. 63–76; Zenker K. Denkfreiheit: Libertas philosophandi in der deutschen Aufklärung. Hamburg, 2012. S. 323–376.


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Савинов Р. В.