|
Школы, течения герметизмГЕРМЕТИЗМ - религиозное и теософское учение поздней античности, получившее новую жизнь в эпоху Возрождения, после перевода и публикации герметических трактатов, осуществленной Марсилио Фичино. Античный герметизм связан с именем Гермеса Трисмегиста (Триждывеличашего См. ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ), который в большинстве трактатов выступает как пророк, вещающий истину, а в других - как одно из божеств. Герметизм представляет собой совокупность учений, выраженных в т.н. «Герметическим корпусе», а так же ряде других текстах, связанных с именем Гермеса Трисмегиста («Асклепий», фрагменты из антологии Стобея etc). Все эти тексты создавались в промежутке ориентировочно между I и IV вв. до н.э., но мы не можем сказать, когда они окончательно превратились в тот корпус, с которым мы имеем дело сейчас. Либо же это результат деятельности самих герметических общин, либо к этому приложили руку византийские христианские интеллектуалы, многие из которых воспринимали Гермеса как египетского пророка, свидетельствовавшего о тех же истинах и ценностях, что и христианство (Лактанций, Кирилл Александрийский, Михаил Пселл). Многие исследователи говорят так же о «низовом», или, точнее, «практическом» герметизме, который представлял собой род того, что позднеантичном мире получило название теургии и который имел своей целью не расширение знаний, но установление контроля над той сферой мироздания, которая, согласно герметическим текстам, доступна человеку. В известной стпени написанные в поучительной или апокалиптической форме трактаты «Герметического корпуса» представляют собой «теологическое», космологическое и «антропологическое» оправдание подобных практик. Широко известно учение из «Асклепия» о богах, которых создает человек, и которые являются изваяниями, оживотворяемыми благодаря определенным практикам и призванию божественных сил. Они - боги, поскольку осуществляют чудесные дела, они требуют поклонения, но их «работа» находится в руках теурга. Наличие этих богов не означает отсутствия богов высших, бестелесных, которые и создали наш мир, а так же осуществляют промыслительное управление над ним. Однако способности человека к изменению реальности дарована именно высшими началами. Несмотря на тот факт, что «практическую» магию мы видим в Египте еще I в. до н.э., а сочинения «Герметического корпуса» создавались во II-IV вв., а так же несмотря наличие в них элементов оправдания герметической теургии, едва ли герметизм представляет собой надстройку над низовыми «герметическими» практиками, теоретически окормляющую, оправдывающую и организующую их. Существовавшие и ранее данные практики были обязаны своим происхождением синкретичной религиозной культуре эпохи эллинизма. В III-I вв. до н.э. произошло разделение магического комплекса на два уровня: нормативный, принятый как «отеческая традиция» и узаконенный государственно, и частный, маргинальный, обслуживавший приватные интересы, а потому, хотя и являвшийся необычайно популярной практикой, находившийся с точки зрения официальной социальной иерархии в «андеграунде». Герметизм - это создание другой теологии и другой мировоззренческой парадигмы в ситуации, когда была налицо мощная конкуренция разных религиозно-мировоззренческих программ - язычества, христианства, различных изводов гностицизма. И, если существовала какая-то община (общины), с деятельностью которой связано появление «Герметического корпуса», она не совпадала с гипотетическими профессиональными сообществами практиков-магов и не была надстройкой над ними. Содержание герметического учения с точки зрения современного сознания, которое привыкло к однозначности в догматике и к системности в области описания мира и человека, выглядит довольно противоречивым. Противоречия в отдельных элементах герметической догматики могла быть вызваны влиянием на создателей герметических текстов нескольких традиций: собственно египетской, платонической (имеется в виду Средний Платонизм в духе Плутарха и Нумения), иудейской и христианско-гностической. Другой причиной разноречий в «герметическом корпусе» мог стать тот факт, что изначально он формировался в рамках нескольких разрозненных «герметических» групп (что, правда, оспариваемо). На наш взгляд вполне вероятной выглядит гипотеза о том, что данные тексты представляю собой запись-интрепретацию оракулов, которые получались герметистами каким-то из способов, известных тогдашней египетской магии-теургии, а потому не могут представлять собой абсолютно систематическое целое (как можно увидеть некоторые «несостыковки» в раннедаосских текстах). Вместе с тем на уровне теоретического базиса герметического учения можно увидеть серьезное влияние античного «научного» типа мысли (платоновского и даже аристотелевского), использование как методов уподобления, так и логики античной натурфилософии («Вселенская речь»). Космогенезис рассматривается в античном герметизме как разворачивание изначального божества через триады Ума, Логоса и Воли, а так же Первого Ума, Ума-демиурга и Ума-Первочеловека, нисходящего в материальную бездну («Пэмандр»). Хотя в герметических текстах порой встречаются элементы дуалистического мировосприятия, все же, как правило, мир мыслится всеединством, пронизанным действиями единого бога-создателя (самый яркий пример - «Асклепий»). Наиболее специфической чертой творчества «герметистов» стало необычайное возвышения человека («великого чуда»), напоминающее трактовки человеческой природы в эпоху Возрождения. Уникальность человека заключается в том, что помимо материальной, он вмещает в себя божественную частицу (Логос-Ум), обладает бессмертием и сам способен творить богов (идолы в храмах), которые являются одним из его инструментов воздействия на реальность. Человек описывается в гностических текстах как зеркало мироздания, а сам Космос в определенном смысле антропоморфизируется. Своеобразный «холизм» в понимании мира не противоречит тому, что авторы герметических трактатов предпочитают говорить о Создателе, как о том, кто трансцендентен по отношению к нему, в том числе - в отношении второй природы - материи, не воспринимая это как противоречие. Наоборот, удаленность, независимость от материльности, от пространства и времени, позволяет ему наполнять все своей деятельностью («О том, что бог невидим, но в высшей степени явен»). Тем не менее, мир включает в себя зло, вызванное конечностью любого телесного объекта, а так же моральным палением, причиной которого - человеческие тела (часть тленной природы, примешанная в нас к божественной) и привычка большинства людей подчиняться своим чувственным желаниям. Поэтому далеко не все души обладают способностью приобретать знание-гносис для того, чтобы не зависеть от материальной природы и низших материальных демонов, еще более распаляющих их, а затем наказывающих за страстные желания. Мир управляется триадой происходящей из божественной Воли» судьба, необходимость и порядок (триада, ведущая происхождение из стоической концепции природной необходимости). Но тот, кто избран, способен обрести знания, которые могут вывести его душу из власти материальных стихий, в том числе и небесных архонтов - планетных демонов. Таким образом, он будет способен сознательно управлять перерождениями, или даже покинуть низшую реальность (срв. «Пэмандр», «Исида к Гору» в антологии Стобея). Некоторые герметические тексты представляют собой развернутые аргументы в пользу своего учения; мы даже можем обнаружить там предвосхищение «онтологического доказательства» бытия Божия Ансельма Кентерберийского (см. зачин «Вселенской речи»). Богатство возможных ходов интерпретаций этих трактатов и очевидные или кажущиеся параллели со средневековым богословием (например, с идей Фомы Аквинского о мире как «аналогии Сущего») так же будет питательной средой для взлета интереса к герметизму в Возрождении. Мы не находим у герметистов четко сформулированной философии истории. Но знаменитое апокалиптическое место в «Асклепии», рассказывающее о грядущей гибели «Святой Земли» (для герметистов - Египта), а также о суде, который устраивает Создатель грешной природе, показывает, что они не были чужды эсхатологических настроений. История античных герметических общин нам не известна. Можно предположить, что она завершается в конце IV-V вв., когда в Египте доминирующим религиозным воззрением становится христианство, представленное в виде разных толков, а статус маргинального учения заняло манихейство. Литература: 1. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя / Пер. с итал., вступ. ст., примеч.: А. Золотарев. Самара, 1997. 2. Высокий герметизм. Пер. Л.Ю. Лукомского. СПб, 2001. 3. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., пер. с франц. и англ.: К. Богуцкий. К.; М., 1998. 4. Поймандр / Пер. с греч.: А. В. Семушкин // Человек как филос. проблема. М., 1991. C. 249-255. 5. Поймандр. Апокалипсис Асклепия / Пер. с греч. и лат.: Н. В. Шабуров // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. / Сост., общ. ред.: И. Т. Касавин. М., 1996. C. 20-26. 6. Тураев Б. А. Бог Тот. Лпц., 1898; 7. Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Пер. с лат., коммент., вступ. ст.: О. Ф. Кудрявцев. М., 1996. 8. Ямвлих. О егип. мистериях / Пер. с древнегреч.: Л. Ю. Лукомцев. М., 1995. Р.В. Светлов.
Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Светлов Р. В. |