|
Школы, течения киренаикиКИРЕНАИКИ — одна из древнегреческих философских школ (сократических), существовавшая в IV-I вв. до н. э. Основатель — ученик Сократа Аристипп; школа названа по имени его родины, Кирены. Второе название школы — гедонисты — связано с тем, что в основание счастливой и благой жизни киренаики положили удовольствие. Согласно киренаикам конечное счастье есть наслаждение, а счастье — совокупность наслаждений (причем ни род, ни интенсивность наслаждения не является каким-то критерием; по своей благости все наслаждения равны). Стремление к освобождению от боли считается последователями Аристиппа делом естественным; однако, по-видимому, киренаики не считали возможным полное освобождение от нее: и наслаждение, и страдание являются двумя взаимосвязанными сторонами единого бытийного процесса. Избежание страдания как некоего абсолютного зла означало бы избежания самого существования. Интересно, что один из толков последователей Аристиппа — т. н. гегесианцы (от Гегесия, жившего в начале III в. до н. э.) — полагал, что страдание сопровождает любое удовольствие и не позволяет достичь счастья. Более того, сводя все к стремлению к наслаждению и избежанию страдания, гегесианцы даже семейные, государственные отношения, дружбу, свели к этому изначальному человеческому инстинкту, лишая их ценности. Разрушая ложную систему мотивов и оценок и не веря в возможность достижения счастья гегесианцы считали смерть предпочтительной в той же мере, как и жизнь — что делает воззрения Гегесия близкими "философии самоубийства", которые развивали некоторые эллинистические школы. Другой толк киренаиков, анникеридовцы (от имени Анникерида, современника Гегесия), развивал противоположные воззрения на гражданские и семейные добродетели, считая последние достаточно ценными для того, чтобы жертвовать ради них собственным удовольствием. Наконец, следует упомянуть и учителя Анникерида Федора Безбожника (конец IV в. до н. э.), который получил свое прозвище ("Атеист") за отрицание народной религии и обиходных представлений о богах. Трудно судить насколько это прозвище позволяет считать Феодора атеистом в современном смысле данного слова. Вероятно речь идет о "просветительской" критике, которая нам известна на примере скептиков, но которая ограничивается негацией различных форм понимания мифов, но не самого наличия провидения и божественной воли. В этике Феодор отстаивал необходимость достижения радостного состояния духа, которое возможно лишь при разумной жизни и власти над стремлением к отдельным, частным наслаждениям. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |