КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

милетская школа

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Первая известная нам философская традиция, обычно именуемая «школой», представители которой жили и учили в малоазийском городе Милет, предложила три начала мироздания, имевшие чувственно-телесную природу. Фалес (ок. 625-545) утверждал, что источником существования и жизни является наполненная вода, наполненная божественными потенциями («Все полно богов»). Разнообразие универсума возникает в результате изменения ее качеств - агрегатных состояний - возникают и земля, и огонь, и воздух.

Анаксимандр (ок. 610-540), принял в качестве первоначала «беспредельное» (to apeiron - греч.), некий принцип, описание которого в сохранившихся свидетельствах очень противоречивы. Анаксимандр демонстрирует тенденцию к поиску отвлеченной (не ограниченной конкретными чувственно воспринимаемыми качествами) первопричины всего. Вместе с тем, по свидетельству Аристотеля, он мыслил его как некую «смесь» всех качеств и состояний, которые присущи происходящим от беспредельного и возвращающимся в него же вещам.

Анаксимен (ок. 585-525) учил, что все в космосе происходит из беспредельного и неопределенного по своим качествам воздуха. Тот меняет свои состояния (наподобие того как процесс валяние шерсти приводит к появлению войлока), создавая все остальные природные первостихии. Более поздние интерпретаторы наделяли влздух Анаксимена свойствами божественной разумности и сознательности.

Нам не очень известны учения милетцев о нравственности и общественной жизни, если они, конечно существовали. Вполне возможно, изображаемый ими универсум выступал моделью так же и для полиса. Очень важным элементом учений милетских мыслителей были их математические, астрономические и космологические изыскания. Фалес доказал тождество вечерней и утренней звезды, а так же исследовал природу солнечных затмений, Анаксимандр создавал солнечные часы, так же как и Анаксимен пытался объяснить движение небесного свода, был одним из первых географов. Все это показывает, что исследования милетцев были направлены не на отвлеченные причины и начала, но на закономерности самой природы, раскрытие которых имело практическое значение для их современников (морское дело, земледелие, календарь и т.д.).


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.