|
Школы, течения орфизмОРФИЗМ - античное религиозное учение, возникшее в VI в. до н.э. и в той или иной форме просуществовашее до V в. н.э. В его основе лежал целый комплекс текстов, приписываемых легендарному певцу и полубогу Орфею, однако частично «обнаруженных» лишь в VI в. до н.э. Имя одного из «составителей» этих текстов - Ономакрита Афинского - было известно уже античным авторам. Создание различных вариантов орфических сочинений происходило даже в первые века н.э. (например т.н. «орфических гимнов»). В разное время орфические сочинения претерпевали влияние различных религиозных и философских воззрений. В последние века существования античной языческой культуры орфические поэмы стали одним из доктринальных текстов неоплатонизма. Дошедшие до нас свидетельства не позволяют добиться однозначной реконструкции орфического религиозного учения. Сохранившиеся фрагменты позволяют обнаружить различные влияния на ее доктринальный и религиозно-практический уровни - в том числе египетские, сиро-финикийские и вавилонские. Примыкая в целом к Гесиодову рассказу о порядке созидания поколений богов и мира, орфики, тем не менее повествуют как минимум о двух поколениях божественных сущностей, предшествовавших Гее и Эросу. Прежде всех существовало «Нестареющее Время», создавшее эфир, в недрах которого возникает Фанес («Сияющий»), собственно и начинающий создание космических стихий. Только вслед ха Хаосом приходит время «гесиодовых» поколений, глава последнего из которых, Зевс, проглатывает все сущее (в том числе Фанеса) для того, чтобы стать всем и править всем. Это «проглатывание» понималось либо аллегорически, либо же в духе теософского пантеизма. Однако наиболее важную роль с точки зрения распространения этого учения сыграло «антропологическое» учение орфиков. Наиболее распространенная версия его «антропогонического» мифа говорит о том, что некогда титаны растерзали божественное Дитя - сына Зевса Диониса, Громовержец испепелил их своими молниями-керавнами и создал из крови Диониса тела, а из крови убиенного бога души нынешнего поколения людей. В итоге божественное начало у нас заключено в «темницу» тела и вынуждено из жизни в жизнь менять места своего заключения. Подобное учение было принято пифагорейцами и стало предметом переосмысления и переработки у Платона, а затем в неоплатонизме. Оно оказало влияние так же на религиозную практику античного мира. Традиционно обнаруживают воздействие орфизма на Элевсинские мистерии, во время которых мист получал знание о своем божественном происхождении и брал на себя определенные обрядовые обязательства. Другой областью влияния орфизма стал заупокойный культ: мы имеем целый ряд «орфических» «золотых табличек», подсказывающих, каким образом умершему выйти из череды перерождений и, возможно, являющихся репликами древенеегипетских «Книг мертвых». Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Светлов Р. В. |