|
Школы, течения сократические школыСОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ — древнегреческие философские школы, которые были основаны учениками Сократа. Многие последователи этого афинского философа создали кружки, преподавая философию и риторику (например — Эсхин "Колбасник" или Симон "Кожевенник"), однако лишь от пяти учеников остались школы, которые пережили своих создателей. Имеются в виду Платон, создавший Академию, Антисфен — родоначальник кинической школы, Евклид Мегарский — основатель мегарской, Аристипп — школы киренаиков, Федон — элидо-эретрейской. Каждая из сократических школ являлась интерпретацией учения Сократа, причем разброс мнений по различным проблемам был крайне велик. Так в вопросе о познании мы видим с одной стороны крайние формы эпистемологичекого минимализма (киники, киренаики), с другой же — подробную разработку проблемы познавательных способностей (Платон). Совершенно по-разному трактовалось благо, счастье, сущее и т.д. Тем не менее существует ряд черт, которые сближают все эти школы. Во-первых, все они испытали воздействие принципиальной позиции Сократа, выраженной в формуле "Знаю, что ничего не знаю". Для всех их предметом знания являлось действительно сущее, которое одни помещали сферу чистого бытия, другие же сводили к сфере практической деятельности и нравственного выбора человека. Во-вторых, сочинения, которые дошли до нас (или о которых сообщается в поздних источниках) от основателей школ, имели характер диалогов, где главным действующим лицом чаще всего выступал Сократ (первым записывать беседы Сократа стал Симон). Сам жанр диалога подразумевает диалектическое пространство мысли, противоборство сторон, в котором выясняются основания, с которых они высказывают свои позиции. Поэтому некоторых из последователей Сократа именовали "диалектиками" (в частности — мегариков и элидо-эретрейцев). Диалогичность сочинений являлась также проявлением интереса к правильной форме мышления и рассуждения, к поиску той формы, которая должна была заменить натурфилософскую мысль и "тавтологический" Путь истины Парменида. В-третьих, каждая из школ имела целью апологетику Сократа, превращение его в глазах современников из человека, казненного как архи-софиста в образец философской и нравственной жизни. В лице Сократа происходила реабилитация и философии как таковой. В-четвертых, сделав центральной темой своих рассуждений понятие блага, сократические школы придали философии "этический" характер. Поскольку к середине IV в. до н.э. прекращают свое существование досократовские школы и направления в древнегреческой мысли (ионийские натурфилософы, школа атомистов, пифагорейцы, "младшие" софисты), то именно сократические школы стали родоначальниками античной метафизики и эллинистической философии. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |