|
Школы, течения средний платонизмСРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ — в современном антиковедении этот термин обозначает платонические учения I в.дон.э. — III в.н.э. (то есть между III Академией и возникновением неоплатонизма). Наиболее видными его представителями являлись Филон из Лариссы, Антиох из Аскалона, Плутарх из Херонеи, Гай, Север, Алкуин. Характерной чертой среднего платонизма является эклектические, синкретические и схоластические тенденции. В первую очередь в данную эпоху в платонизм постепенно проникают ряд аристотелевских и стоических концепций. Из Аристотеля — логика (как пролегомены к философии вообще) и представление о Начале как Уме. Ум-Демиург диалога «Тимей» считается полнотой эйдетического сущего и, следовательно, чистым и подлинным бытием (Алкуин, «Учебник Платоновской философии»). Из стоицизма — аллегорическое истолкование мифов и аллегорезы текстов (в данном случае — Платона), а также тяготение к морализаторским сочинениям. Одновременно в ту же эпоху особое внимание привлекает мистериальная составляющая учения Платона. Происходит синтетическое объединение платонической эзотерики (или того, что принималось за эзотерику) и восточных демонологических и мистериальных представлений (Плутарх, Апулей, Нумений). Школьный характер платонизма тех веков выражается в формировании догматического набора текстов (прежде всего Платона) и доктринальных границ их понимания. Создаются учебники и словари, платонизм оказывается причастен общей для эллинизма тенденции учености и определенной схоластичности философии. Проявлением этого становится связь платонизма во II и III веках с риторическим дискурсом. Максим Тирский, Лонгин , последние крупные представители среднего платонизма, являются также и морализаторами-риторами. Школьно-риторические тенденции среднего платонизма будут отвергаться в неоплатонических школах. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |