|
Школы, течения эпикурейская школаЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА. Эпикур (342-371), порисходивщий с о. Самос, создал свою школу (известную под названием «сад») в Афинах, продолжив традицию атомизма. Верность демокритовской доктрины в школе Эпикура была во многом лишь внешней. Укажем на наиболее важные различия. В физике Эпикур учил о множественности миров сосуществующих друг с другом. Они возникают и гибнут подобно единичным везам, слагающимся из атомов. Основной причиной этого выступает природа, под которой Эпикур понимал совокупность законов движения, сцепления и разделения атомов. Однако оппоненты эпикурейцев отметили, что те обращаются к «авторитету» природы столь часто, что она начинает играть роль некоего абсолютного начала и причины. Другой «новацией» Эпикура стало введение доктрины «минимального» отклонения атомов от траектории своего движения. Часто эту идею понимают, как своего рода «спиритуализацию» бытия атомов и подтверждение наличие свободы уже на уровне физической основы универсума. Однако контекст рассуждений эпикурейцев свидетельствует о том, что они, скорее, говорил об «отклонении» как о том, что ныне именуется статистической погрешностью, которая объясняет с одной стороны случайные события, с другой же - невозможность «энтропийной смерти» универсума. Учение эпикурейцев о познании повторяет демокритовские представления об истечении «идолов» от вещей-агрегатов атомов. Однако Эпикур совсем по-другому относится к чувственному восприятию. По его убеждению ощущения нас не обманывают - ложной может быть только их оценка и базирующееся на ней суждение. Таким образом, ощущение объявляется критерием истины, так же как и т.н. «образный бросок мысли» - суждение, которое совершает опытный мудрец, опирающийся на свой опыт. Важнейшей стороной эпикуреизма была этика. Человеческая душа эпикурейцами понималась как смертная сущность (атомы души рассеиваются после смерти). В связи с этим счастье и связанные с ними удовольствие и безмятежность духа коренились, согласно Эпикуру, в отсутствии страха: перед болью, смертью и богами. В эпикурейской школе были целые процедуры избавления от страха смерти (мы должны осознать, что жизнь и смерть - противоположные друг другу природы, соответственное живое никогда со смертью не встретится, даже ценой утраты индивидуального существования), а так же страха перед иррациональной (с человеческой точки зрения) волей богов. Последняя тема имеет прямое отношение к эпикурейской теологии. Согласно последней боги существуют, о чем свидетельствуют: 1) повсеместно распространенная вера в них и 2) принцип исономии: наличие существ бессмертных проистекает из существования смертных. Однако они никак не воздействуют на нас, будучи существами, возникающими «по природе» из особых атомов в междумирных пространствах, где они и проводят свое практически бесконечное существование в благих медитациях и созерцании. Подобное представление о богах стало причиной обвинения Эпикура в «атеизме»: поскольку боги не воздействуют на мир, они не нуждаются в поклонении, то есть в религии в ее античном понимании. Разрушение же представлений о религии с точки зрения древнего сознания было делом антиобщественным. Таким образом «атеизм» эпикурейцев был тождественен аполитичности. Именно это стало причиной того, что вплоть до конца Средних веков слово «эпикуреец» превратилось в обозначение человека, имеющего, с точки зрения властных в сфере морали и религии институций, маргинальный характер. Эпикуреизм, особенно в изменившихся социальных условиях эпохи эллинизма, а так же поздней республики в Риме, когда свободное волеизъяление граждан стало эфемерным, получил немалую популярность. Достаточно отметить, что первый дошедший до нас философский текст на латинском языке - поэма Тита Лукреция Кара (99-55) «О природе вещей» - была эпикурейской. Однако эпикурейскай эмпиризм и, в известной степени, моральный прагматизм, постепенно отступили перед стоической (а так же общегосударственной) проповедью общественного долга и спиритуалистическими и идеалистическими идеалами, распространившимися в Средиземноморье первых вв. н.э. К концу II в. н.э. история эпикурейской школы завершается. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |