|
Школы, течения миссия РамакришныМИССИЯ РАМАКРИШНЫ (RAMAKRISHNA MISSION) – социально-гуманитарная организация, учреждённая 1 мая 1897 Свами Вивеканандой с целью установления общечеловеческого братства, облегчения участи индийского народа и служения человеку как Богу. В основе её идеологии – идея Рамакришны «религия – не для пустых желудков», т. е. облегчения страданий и содействия преодолению неблагоприятных жизненных ситуаций. В концепции МР, впервые обозначенной Вивеканандой, объединены задачи просветительской работы (распространение знаний, науки, искусств и ремёсел для материального и духовного благополучия населения, а также подготовка соответствующих специалистов), социальной работы (помощь страдающим от голода, лишений, стихийных бедствий, болезней и т. д.) и содействия духовно-гуманитарному развитию (распространение идей веданты в том виде, как они были проповедан Рамакришной). Первый пример такой работы монахи МР во главе с ученицей Вивекананды сестрой Ниведитой (Маргарет Нобл) подали во время эпидемии чумы в Калькутте в 1898. МР существует как юридически самостоятельное общество при монашеском Ордене в Белур-Матхе (дистрикт Хугли, близ Колкаты), где находятся штаб-квартира и офис президента Миссии. Монахи матха реализуют практику личного освобождения, работая в миру в МР на благо людей и считая, что помогают не их усилия, а Бог. Отделения МР открыты ныне во всех штатах Индии. МР открывает школы, колледжи, центры социального развития, больницы и клиники, диспансеры и амбулатории, дома для инвалидов и социальные службы для помощи нуждающимся (женщинам, обитателям трущоб, вдовам, сиротам, неприкасаемым и др.), библиотеки и издательства. Все виды работы и услуг МР предоставляет бесплатно. В 1938 г. в Калькутте МР основала Институт культуры, ведущий обширную научно-исследовательскую работу в области индийской литературы, искусства и музыки, а также просветительскую работу (курсы иностранных языков, школы и лектории по вопросам общественных наук, религиозно-философским и гуманитарным проблемам Востока и Запада). Реализуя широкую гуманитарную работу, МР соблюдает запрет Вивекананды на политическую деятельность (так, симпатизируя сатьяграхе М. К. Ганди, организация отказалась благословить движение); однако полностью вписывается в реалии светского государства Индии. Внутри МР в ашрамах существует система духовной и практико-социальной подготовки монахов и послушников к работе в миру. Ядро каждого отделения и учреждения составляют монахи, которые чередуют активную работу в администрации и службах с периодами уединённого образа жизни для укрепления духовной силы. Отделения МР за пределами Индии – в Европе, США, Латинской Америке – занимаются культурно-просветительской работой и «пропагандой универсальных принципов веданты и распространением правдивых идей об Индии и её культуре» (Свами Ранганатхананда). Представительство МР в России открыто в Москве в 1991. В странах Азии МР ведёт работу, аналогичную работе в Индии, сочетая её с пропагандой духовного наследия Индии. МР пользуется большим авторитетом, уважением и любовью простых индийцев. Её идеи и деятельность противостоят усилиям индусских религиозно-экстремистских организаций, проповедующих индуизацию страны, и немало способствует развитию духа межрелигиозной толерантности и диалогу религий. Лит.: Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985, гл. 12; Ranganathananda Swami. Eternal Values for Changing Society. Bombay, 1971; The Story of Ramakrishna Mission. Swami Vivekananda’s Vision and Fulfilment. Mayavati, 2006. Т. Г. Скороходова Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Скороходова Т. Г. |