|
Школы, течения протестантизмПРОТЕСТАНТИЗМ Появление протестантизма связано с революционными для христианства событиями в Европе раннего Нового времени, получившими общее название Реформации. Собственно протестантизм, как терминологически обозначенное явление, возникает после 1529 г. Тогда в Шпейере состоялся очередной имперский съезд глав германских княжеств и вольных городов. На нём по настоянию императора Карла V и католического дворянства было отменено решение предыдущего рейхстага 1526 г. о свободе правителей в выборе церковного устройства для своих подданных. Среди участников были руководители земель и городов, где уже состоялась лютеранская церковная реформа. Своё несогласие с указанной отменой они выразили, заявив «Протестацию». С той поры приверженцев Реформации в Германии, а затем и в др. странах начали называть протестантами. Это название не сразу стало повсеместным. В XVI–XVII вв. чаще использовались иные ― евангелические христиане, реформаты, пуритане, евангелики. Но с широкомасштабным распространением реформационных идей и настроений, умножением числа следующих им религиозных сообществ, термин протестантизм оказался наиболее приемлемым обозначением для всего спектра церквей, деноминаций и сект, имевших общие вероучительные истоки. В религиозных течениях собственно эпохи Реформации изначально не было какого-то единообразия: выделялись магистральные направления ― последователей Лютера, Цвингли и Кальвина; радикальное крыло ― анабаптисты; компромиссная с католицизмом форма ― англиканство. Далеко не все участники реформационных процессов отличались радикализмом, было немало умеренных в своих требованиях религиозных групп. Однако вполне оправданным можно считать представление о протестантской Реформации XVI в. как о коренном пересмотре всей предыдущей полуторатысячелетней церковной традиции в христианстве. Фундамент сознания протестантского христианства составляет ощущение непосредственного общения с Богом в акте веры. Совершению этого акта способствуют личное погружение в Слово Божие ― Библию, для чего она должна стать доступной каждому верующему, и переживание искупительной жертвы Христа как персонально адресованного человеку события. Глубинное родство по вере во Христа объединяет людей в духовное сообщество ― церковь. Видимым же образом это единство присутствует в христианской общине. Принадлежность к общине создаёт состояние всеобщего священства. Оно делает излишними сложный ритуал священнодействий, большинство таинств, духовенство как особое сословие с посреднической функцией, организационную централизацию церкви и ещё многое, что сохраняется католической и православной церковными традициями. Путь к спасению открывается через триаду: только вера (sola fide), только Священное Писание (sola Scriptura), только благодать (sola gratia) Бога. Уверенность в непосредственном восприятии воли Бога накладывалась на острое осознание греховности человека, т. е. изначальной порочности его природы. Это означало, что без искупления греха спасающее общение с Богом оказывалось невозможно. В трактовке данного положения среди идеологов Реформации обнаружились наиболее острые расхождения, квинтэссенцией которых стали дискуссии о свободе воли человека в связи с предопределением к спасению избранных Богом. Также обозначились различия и в подходах к характеристике церковных структур: либо они бесполезны для спасения и должны быть упразднены, либо их можно сохранить в реформированном виде исключительно для преодоления разобщённости христиан, либо священство через ритуал всё же как-то передаёт волю Бога и потому оказывается необходимым, хотя и с ограниченным влиянием. Проекция реформированного строя религиозных отношений в мирскую повседневность влекла за собой изменения в индивидуальных мотивациях и социальном поведении христиан. Протестантизм рождает новый тип личности верующего. Это ― человек, полностью подчинённый Богу по вере, и динамичный в миру. Мирское существование для него есть ревностное служение Богу, когда каждым поступком творится оправдание, ибо стержень человеческого бытия ― вера. Протестантизм, в его историческом ― лютеранском и кальвинистском ― обосновании, оказывается одной из «моделей» конфессионального развития Западной и Северной Европы, формирующейся параллельно, хотя и не без столкновений, с самореорганизацией Римско-католической церкви. В практическом плане протестантизм привел к введению национального языка богослужений, упрощению самой службы, переносу акцента на проповеди и чтение библейских текстов, совместные молитвы и духовное пение. Из таинств сохранялись только крещение и причащение. Культ святых, почитание мощей, икон и др. священных изображений и реликвий отменялись как не предписанные Библией. Установился пресвитериальный тип общин (независимые конгрегации), с выборностью служителей. Там, где сохранялась епископальная церковь, иерархия сводилась до минимума и лишалась статуса посредника между мирянами и Богом. Упразднялись монастыри, монашество и обязательное безбрачие духовенства. Первый «массив» протестантизма составили лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, анабаптизм, англиканство, а также развившиеся на их основе или постепенно выделившиеся из этой среды разновидности ― реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм, епископальные церкви, гуттерские братья, меннониты и ряд др. сообществ. Возникающие новые религиозные организации воплощали реформационную идеологию в конкретных условиях разных стран Европы (в германских землях, Швейцарии и Франции, Нидерландах, скандинавских государствах, Венгрии, Англии, Шотландии, Ирландии). Многие протестантские церкви этого времени формировались как национальные, нередко по побуждению от мирских властей (т. н. «королевская Реформация»). В XVII–XVIII вв. протестантизм распространяется за европейские пределы, на территории Северной Америки, среди населения колоний протестантских государств во многих регионах мира. В этот период образуются церкви баптистов, гернгутеров, квакеров, методистов. Влиятельными движениями становятся пуританизм и пиетизм. XIX в. связан с появлением новых образований: адвентизма, евангельских христиан, церквей Христа, Армии Спасения, церквей святости, евангелическо-реформатских объединений и ряда иных протестантских организаций. В XX в. возникают сообщества пятидесятников, формируются союзы протестантских церквей на региональном и международном уровнях, протестанты активно участвуют в движении экуменизма. К протестантизму часто относят церкви и течения, сложившиеся в христианстве либо накануне Реформации ― чешские братья и ряд др., либо параллельно с ведущими направлениями этой конфессии ― унитарианство, универсалисты. Специфическую группу составляют возникшие в XIX в. сообщества протестантского происхождения, не признаваемые большинством протестантов как принадлежащие к их исповеданиям: мормоны, Христианская наука, Свидетели Иеговы и некоторые др. Если критерием идентификации с протестантизмом избрать обязательное исповедание общехристианских догматов о Троице и богочеловеческой природе Иисуса Христа, добавив к ним определяющую триаду конфессиональных признаков: спасение личной верой, всеобщее священство, исключительность авторитета Библии, ― то безоговорочно протестантская принадлежность названных образований действительно будет спорной. Однако общие со многими протестантскими течениями исторические, идейные, социально-психологические и организационные истоки делают их рассмотрение в связи с темой протестантизма уместным. В России, появившись уже в ХVI в., протестанты до второй половины ХIХ в. были представлены исключительно или иностранцами или российскими подданными тех национальностей, которые исторически относились к протестантским странам (немцы, англичане, голландцы, выходцы из Прибалтики и Скандинавии). Состав собственно русских прихожан в протестантских церквях сложился уже в пореформенную эпоху, активно расширяясь в условиях капиталистического развития страны на рубеже ХIХ–ХХ вв. Это обстоятельство даёт повод внимательно отнестись к концепции М. Вебера о взаимосвязи протестантизма и капитализма. Советский период, в целом, оказался для протестантов временем неблагоприятным, вплоть до уничтожения многих церквей и их последователей. Нынешний этап российской жизни, с её попытками усвоения цивилизационных черт развитого постиндустриального общества, вновь открыл протестантам широкие возможности. Наиболее заметным ограничением на этот раз выступила традиционность духовных приоритетов в России, выраженная явной и вполне естественной преференцией православно-христианских мотивов. Для русских протестантов это стало одним из оснований к поиску новых форм самоутверждения, когда западное происхождение «базовых» конфессиональных воззрений отступает перед идеей отечественных, уходящих в средневековое народное богоискание, корней евангельского движения в России. Конфессиональное содержание протестантизма складывалось из сочетания нескольких «пластов» христианской мысли и практик. В нём, безусловно, присутствует слой общехристианских основополагающих представлений, которые сформулированы в признаваемых протестантами Символах Веры. Сюда же можно отнести стремление культивировать такие обязательные для всех христиан черты как постоянство общения с Богом через Священное Писание, строгость духовной жизни, очищение нравов, религиозное обоснование общественного поведения (благотворительности, трудолюбия и пр.). Другой слой образуют учения и формы организации религиозной жизни, рождённые в эпоху Реформации и воплотившие то особенное, что отличает протестантизм как целое в ряду основных конфессиональных направлений христианства. Имеется и третий слой ― частные доктрины и установления, присущие отдельным протестантским деноминациям и отражающие специфику восприятия их последователями религиозных учений в конкретной социально-исторической обстановке. Теги: протестантизм Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |