|
Школы, течения Свидетели ИеговыСВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ — международная религиозная организация протестантского происхождения. Возникла в 1872 г., когда американец Чарльз Рассел (1852–1916) — торговец из Питтсбурга, до этого участвовавший в общинах пресвитерианцев, конгрегационалистов и адвентистов, — основал кружок исследователей библейских пророчеств о втором пришествии Христа. Вскоре в США образовалась сеть таких кружков, и в 1884 г. они объединились в организацию, ныне называющуюся «Общество Сторожевой Башни, Библии и Трактатов». Это общество стало ядром крупного религиозного образования, включающего региональные структуры во многих странах мира, группы членов Международной ассоциации исследователей Библии, миссионерские институты (Библейская школа Сторожевой Башни Галаад и др.). С 1909 г. руководящий Всемирный центр С. И. размещается в Бруклине. Библейскую тетраграмму имени Бога последователи Рассела озвучили словом «Иегова». В обоснование обычно приводятся ссылки на подобное наименование в первоисточниковых текстах (было насчитано 6838 таких упоминаний) и на некоторые места различных переводов Библии (например, в русском Синодальном переводе: Исх. 3:14; 6:3; 33:19). Иегова считается единым и всемогущим Творцом мира. Уверовавшие в такого Бога становятся избранными для возвещения миру об Иегове, т. е. его свидетелями (ссылка на Ис. 43:10). В 1931 г. на конгрессе в г. Колумбус названием всей организации стало «Общество Свидетелей Иеговы». Вероучение опирается на монотеизм и представление о боговдохновенности Библии, авторитет которой выше любого Предания. В состав Библии включены 39 канонических книг «Еврейских Писаний» и 27 книг «Христианских Греческих Писаний» в редакции, соответствующей принятому пониманию имени Бога. В 1997 г. С. И. издали русский текст Священного Писания, состоящий из перевода Ветхого Завета православным митрополитом Макарием (более 3600 упоминаний Иеговы), перевода книги Псалтирь протоиереем Герасимом Павским (35 упоминаний) и Синодального перевода Нового Завета. С. И. отвергают всё, что, по их мнению, имеет внебиблейское происхождение: иконопочитание, идею Чистилища, празднование Рождества Христова и многое др. На этом основании исключено и понятие Троицы. Бог Отец, верховное существо и создатель, это — Иегова. Его высшим творением стала духовная личность — Логос, который волей Бога воплотился для явления людям в человека Иисуса Христа. Согласно этой христологии, Иисус был первым, свидетельствовавшим об Иегове. Он принёс себя в жертву, будучи повешен на дереве (крест отрицается со ссылкой на Деян. 5:30), ради искупления послушных Богу, т. е. только ради избранных. Как человек Иисус необратимо умер. Поэтому к Богу он вознёсся не телесно, а уже вновь как духовное и бессмертное существо. Что касается Святого Духа, то он не имеет личностной определённости, а является действующей силой Бога (ссылка на 1 Кор. 2:10), данной Иисусу Христу. Покидая мир, Иисус передал эту силу своим уполномоченным — «видимым посредникам Господа». К таковым принято относить руководителей организации и 144 000 «помазанных Духом» за их праведность перед Иеговой избранников. Ещё одним порождением Иеговы считается отпавший от него затем Сатана. Это реальная духовная личность, низвергнутая за претензию уравняться с Богом и ставшая невидимым властителем земного мира. Человек также был сотворён Богом, но он принадлежит уже к земному греховному бытию и потому смертен. Душа человека не имеет самостоятельного существования и умирает вместе с телом — иначе было бы невозможно финальное бесследное уничтожение Богом тех, кто не заслужит его прощения. Носителем души считается кровь. Поэтому принятие человеком чужеродной крови, в том числе медицинская гемотрансфузия, отвергается как богопротивное дело (ссылки на Лев. 7:27, 17:14, Деян. 15:29). С. И. полагают, что мир находится под влиянием Сатаны и его подручных демонов. Но в 1914 г. началось духовное пришествие Христа. Окончательно оно свершится победой над Сатаной в сражении у Армагеддона (горный район Палестины, место частых военных столкновений в древности — Откр. 16:16). После этого на тысячу лет Сатана будет закован и наступит правление Христа с его ангелами. Царство Христа мыслится в двух измерениях: небесном, где пребудут воскресшие в духовном облике 144 000 избранных («малое стадо»), и земном, где в идеальных условиях будут жить воскресшие с новым телом и душой остальные праведники. Те, кто при жизни не был знаком с учением об Иегове, тоже могут попасть в земное царство, если пройдут испытание. Новое появление Сатаны закончится его полным уничтожением и приходом ещё более совершенного Царства Иеговы. Наличие Ада отрицается, так как носители греха просто исчезнут бесследно. Рай же — это земля под правлением Царства Божьего. В преддверии эсхатологического финала человеку следует через Христа обратиться к Богу. Для этого практикуется крещение полным водным погружением. Верующему следует учиться правильному пониманию слов Иеговы в Библии, публично проповедовать истинное имя Господа (в том числе хождением по домам — Деян. 20:20), держаться вдали от соблазнов «мира Сатаны». В первый день иудейской Пасхи совершается ритуал Вечери Господней, где в поминовение смерти Иисуса Христа раздается пресный хлеб и сухое красное вино. Причастие принимают только «помазанные Духом». Трижды в год проходят всемирные конгрессы С. И., посвящённые изучению и проповедованию Библии. Общины регулярно проводят собрания в своих Залах Царства, где совершаются коллективные молитвы и песнопения. Все крещёные члены считаются проповедниками и возвещателями. Структура организации носит централизованный характер: кружки — группы — районы — области — округа — отделы (корпорации). Принята система должностных назначений. Всемирный центр Общества С. И. управляется руководящим советом, во главе которого стоит председатель. Выпускаются журналы «Сторожевая Башня», «Пробудитесь» и др. издания. Изучаются труды председателей Общества — Чарльза Рассела, Джозефа Рутерфорда (1861–1942), Натана Кнорра (1905–1977), Фредерика Франца (1893–1992), Милтона Хеншеля (умер в 2003), Дона Эйдамса. По самооценкам численность С. И. в мире составляет ок. 5,5 млн человек. В России небольшие группы С. И. появились на рубеже XIX–XX вв. До середины XX в. они существовали главным образом в Бессарабии и Западной Украине. В 1951 г. состоялась массовая депортация семей верующих в Сибирь. С 1991 г. действует Управленческий центр региональной организации в России (под С.-Петербургом), проводятся конгрессы С. И., имеется более 400 зарегистрированных религиозных организаций, число последователей превышает 160 тыс. человек. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |